Учимся писать буквы

Разделы: Коррекционная педагогика


Вашему вниманию представляется методическая разработка по обучению детей со специальными образовательными нуждами написанию букв. За основу взяты прописи М.М.Безруких и учебник для специальных школ VIII вида В.В.Воронковой. В Приложении 6 «Тактильная азбука» вы найдете рисунки букв, которые вам останется только распечатать и оформить в соответствии с целями обучения (откорректировать, раскрасить), а фото 1-5 подскажут, как осуществить данную идею.

Одним из приемов работы по обучению письму является такой прием как «письмо по воздуху». Данная форма работы затруднена с некоторыми категориями учащихся обучающихся по программе школ VIII вида, в силу имеющихся интеллектуальных нарушений, а также нарушений зрения и координации. И тогда на помощь учителю приходит простой фотоальбом и отсканированные буквы. Распечатав буквы и вставив их под пленку фотоальбома, мы получаем многоразовую пропись для письма буквы пальчиком.

Опыт показывает, что данный прием интересен детям, он не вызывает больших затруднений, а соответственно не идет отторжения, ведь каждый из нас понимает, что формирование навыка письма это трудоемкий процесс, который требует приложения больших усилий. Следует с осторожностью использовать при работе с детьми с нарушениями зрения, выбирая освещение, чтобы не создавать бликов на пленке фотоальбома.

Формируя моторный навык письмом «рука в руке» по обводке буквы, постепенно можно переходить к самостоятельному написанию буквы или ее элементов «пальчиком», а затем и к письму буквы «по воздуху». Помимо этого, можно раскрасить буквы в разные цвета (красный, синий, зеленый), что увеличит количество заданий, которые возможно будет выполнить

Пленка фотоальбома достаточно прочна и позволяет многократно обводить букву маркером для маркерной доски.

Для соотнесения печатного и письменного образа буквы хотелось рекомендовать добавлять к альбому и печатную букву, далее, ее можно убирать, оставляя только письменную

Для детей, испытывающих значительные трудности по соотнесению звука и образа буквы, следует добавлять картинку, которая поможет им узнавать букву, выделяя первый звук в слове

Множество игр, которые были возможны с печатным образом буквы, становятся доступными и с их письменным представлением. Количество таких игр ограничивается только вашей фантазией и временем, отводимым на занятия.

Данное пособие удобно и в дороге, оно не пачкается, не рвется, легко в переноске и может быть использовано в любую свободную минуту, ведь часто бывает так, что место учебы ребенка с особыми образовательными потребностями достаточно удалено от места его проживания.

Данный материал будет полезен и учителям общеобразовательных школ, но тогда его подготовка требует незначительных корректировок, которые можно сделать в любом графическом редакторе или от руки, после того как будет распечатан предложенный материал.Расположение и размер букв позволяет распечатывать их на листе формата А4 и разрезав, вставлять в альбом, предназначенный для фотографий 10х15. Листы со сканом букв предварительно следует извлечь из архива. В приложение также вошли фотографии того, как это выглядит на практике.

Удачного использования!

Литература:

  1. В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта).
  2. М.М.Безруких, Пропись. Учимся писать буквы. Для 1 класса трехлетней и четырехлетней начальной школы, М.: Просвещение, 1996