Урок русского языка по теме "Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

Создание условий для:

- формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже;

- формирование умения употреблять в речи слова в этой форме;

- формирование умения определять род имен существительных во множественном числе.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Психологическая установка на работу”.

Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Формирование УУД:

- формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

1) - Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске:

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыб нет зубей.

- Как правильно сказать? (Учитель записывает правильный вариант).

- Что вы можете сказать об этих словах в данном предложении? (Существительные мн. числа и стоят в родительном падеже)

- Сегодня мы будем работать с такими существительными.

- Сформулируйте тему урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных)

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест.

2) Подготовка к письму.

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою - 
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

- Запишите дату, классная работа и тему урока.

3) Чистописание.

Родина Россия Волгоград

Четыреста двадцать два года

- Какая ваша малая родина? (г. Волгоград)

- О чем вам говорит выражение “423 года”? (Волгограду 423 года)

3. Создание проблемной ситуацию. Целеполагание.

Формирование УУД:

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Прочитайте слова:

Города, юбилеи, торжества, даты

- С каким событием можно связать эти слова? (423-летием Волгограда)

- Что вы можете сказать об этих словах? (Сущ. во мн.ч., в И.п.)

- Какого они рода?

- Как определить род у имени существительного во множественном числе? (Поставить существительные в начальную форму)

- Запишите в тетради, в скобках, указывая род. (Затем проверка примеров.).

города (город – м.р.)

юбилеи (юбилей – м.р.)

торжества (торжество – ср.р.)

даты (дата – ж.р.)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

- Что мы сейчас с вами вспомнили? А как вы думаете понадобится это на уроке?

4. Открытие нового

Формирование УУД:

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным в таблице.

- Продолжим работу. Будем учиться правильно писать окончания имен существительных родительного падежа множественного числа.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Таблица на доске:

М.р. Ж.р. Ср.р.
-ов, -ев, -ей -ей,  -ов, -ев, 

5. Осознание и осмысление нового.

Формирование УУД:

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение работать в паре.

- Прочитайте текст на карточке №1. (Карточка у каждого)

В Волгограде миллион (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины).

- Какие музеи есть в нашем городе? А какие памятники? Как к ним нужно относиться?

- Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

- Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик у доски. Проверка.)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

- Попробуйте сделать вывод. (Существительные мужского рода в род падеже имеют окончания – ев, - ов, -ей.)

Физкультминутка

- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.

Строители (ей) Огурцы (ов) Помидоры (ов) Испытатели (ей) Улицы(улиц) – ж.р.

а) – Существительные какого рода было последним в физкульминутке? (Существительное улица женского рода). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?

- Прочитайте слова на доске. Какого они рода?

Лужа –

Афиша –

Тысяча –

Мыш… –

Песня –

Синица –

Реч… –

Площадь –

Тетрадь –

Печ… –

- Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – это существительные ж.р., 3 скл.)

- Как вы думаете по какому определенному признаку можно сгруппировать данные слова? (Поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание и посмотреть, какие окончания будут и тогда с окончанием -ей в первую группу, а с окончанием нулевым в другую).

- Предлагаю вам поработать парами: один записывает сущ. с окончанием – ей, другой – с окончанием нулевым. (Один обучающийся работает за компьютером. Проверка, оценки.)

6. Применение новых знаний.

Формирование УУД:

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

– Прочитайте текст карточки № 2.

- Определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа среднего рода?

Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).

- Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках?

- Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.

Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое.

7. Самостоятельная работа

А) Упражнение № 89.

- Прочитайте задание в упражнении. Запишите слова из упражнения в столбик, а рядом те же слова во множественном числе. (Запись текста в тетрадь )

Б) Тест. Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

Огурцы  
Улицы  
Фабрики  
Помидоры  
Килограммы  
Сапоги  
Яблоки  
Места  
Задачи  

8. Итог урока. Рефлексия

Формирование УУД:

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа? Над какой темой работали на уроке? Какой темой объединены слова и предложения? Почему?

Рефлексия учащихся. Используется рефлексивный экран.

 · было интересно…

· было трудно…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

 · меня удивило…

· мне захотелось…

9. Домашнее задание

По выбору:

1) ТПО, № 44;

2) составить текст со словами из упражнения № 89 учебника.