Проект "Город, где вас ждут!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.

Сроки реализации проекта: 2010–2011 и 2011–2012 учебные годы.

Актуальность проекта.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта.

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Познакомить детей с рекой Камой, её расположением на карте, уникальностью.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с творчеством Елабужских художников.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Ресурсное обеспечение:

  • экспонаты музея города Елабуги;
  • книги;
  • журналы;
  • открытки;
  • художественные произведения и материалы;
  • фотографии.

Участники проекта:

  • воспитатель; учитель-логопед,
  • дети старшей и подготовительной к школе группы;
  • родители воспитанников.

Гипотеза:

Проживая в городе Елабуге, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности.
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы Виды детской деятельности
Речь и речевое развитие 1. Познавательные занятия:
  • “Мой город на Каме”
  • “По улицам города”
  • “Татарстан – мой край родной”
  • “Река Кама, Тойма, Вятка”
  • “Народы Татарстана”
  • “Путешествие по городам Татарстана”

2. Творческие рассказы:

  • “Город, в котором я живу”
  • “Я хозяин города”

3. Чтение художественной литературы.

4. Конкурс пословиц и поговорок “Где родился, там и пригодился”.

5. Вечер загадок.

6. Чтение и заучивание стихов елабужской поэтессы Силкиной А., Цветаевой М.И.

Игровая деятельность 1. Оформление игротеки дидактических игр
  • Назови проспекты Елабуги.
  • Назови улицы города.
  • Кто лишний.
  • Найди и назови.
  • Когда это бывает.
  • Какой наш город?
  • Кому, что нужно для работы.
  • Заселим реку Каму.
  • Народы Татарстана.
  • Что перепутал художник?
  • Сюжетно-ролевые игры:
  • Экскурсии в музей.
  • Экскурсии по городу.
  • Игра – путешествие по Каме.

2. Подвижные, речевые игры народов Татарстана.

  • “Продаем горшки”.
  • “Серый волк”.
  • “Займи место”.
  • “Тимербай”.
  • Пальчиковая игра “Мы по городу шагаем”.
Трудовая деятельность
  • “Трудовой десант” детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке).
  • Конкурс на лучшую кормушку для птиц.
  • Конкурс на лучшую ледяную постройку.
  • Привлечение детей родителями для труда на даче.

Ручной труд:

  • Поделки из природного материала.
  • Изготовление сувенира “Моя Елабуга”.
Изобразительная деятельность Рисование:
  • Улицы родного города.
  • Где я отдыхал.
  • Рисование национальных костюмов народов Татарстана.
  • Хочу о добром рисовать.

Аппликация: “Чёртово городище”-символ города “Башня”.

Здоровье и физическое развитие Беседы:
  • “Полезные привычки”.
  • “Точечный массаж”.
  • “Лечебный чай”.
  • День здоровья.
  • Фотогазета “Поделись опытом семейного отдыха”.
  • Спортивные праздники, развлечения.
  • Игры народов Татарстана.
  • Сабантуй.
  • Науруз.
  • Масленица.
Экологическое воспитание
  • Викторина “Что я сделал для родного города?” (Чистота, уют).
Социальное развитие
  • Экскурсии по родному городу.
  • Посещение выставок художников города, края.
  • Экскурсия в библиотеку города Елабуга.
Музыкальная деятельность
  • Разучивание стихов и песен о Елабуге.
  • Прослушивание песен Сергей Елабуга о Татарстане и городе Елабуге.
  • Развлечения.
Взаимодействие с родителями
  • Просмотр фильма “Наш город ждёт вас!”
  • Просмотр слайдов о Елабуге.
  • Оформление стенда “Мой город”.
  • Помощь в организации экскурсий.
  • Участие в выставке рисунков, фотокомпозиций.

Конспект итогового занятия

Тема: “Приезжайте в наш город!”

Цель: обобщать знания детей по теме “Мой город”. Прививать любовь к родному городу.

Задачи.

1. Воспитывать патриотические чувства.

2. Развивать память, монологическую речь, словарный запас детей.

3. Расширять кругозор детей о малой Родине.

4. Уточнять представление о достопримечательностях Елабуги.

5. Формировать знания и представления детей о городе.

6. Учить детей составлять описательные рассказы по памяти.

Словарная работа: реклама: рекламировать, достопримечательность, турист, путешественник.

Предварительная работа.

  1. Экскурсия в Музей истории города, городскую библиотеку.
  2. Рассматривание книг, фотографий о Елабуге.
  3. Просмотр фильма “Наш город ждет Вас!”.
  4. Аппликация “Башня” (“Чертово городище”).
  5. Знакомство с легендой о городище.
  6. Разучивание стихов. Песни о Родине.
  7. Рассматривание картин Шишкина.
  8. Чтение стихов Марины Цветаевой.
  9. Просмотр слайдов о Елабуге.
  10. Рисование “Чертово городище”.
  11. Оформление стенда “Мой город”.

Методы и приёмы:

словесный – образец рассказа, коллективное составление рассказа (по цепочке), вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок;

практический – игры: “Республика, город, река, улица”, пальчиковая игра “Какой наш город?”, слайды. Составление рекламы, стихи

наглядный – показ иллюстраций, мнемотаблицы.

Подготовка воспитателя к занятию: подбор методической литературы, изготовление наглядного материала, написание конспекта.

Ход занятия

(Дети заходят в зал под музыку, встают к стульчикам)

Воспитатель: В какой республике мы живем? (В Татарстане)

Назовите главный город Татарстана (Казань)

Как называются жители нашей республики? (Татарстанцы)

А как называется город, в котором мы живем? (Елабуга)

Как называются жители нашего города? (Елабужане)

(Игра с мячом “Республика, город, река, улица”)

Татарстан – республика, а Казань - …..город

Казань – город, а Кама - ……река,

Кама река, а Казанская - ……улица,

Танайка село, а Елабуга - …..город.

Сегодня мы отправимся на экскурсию по городу

(Пальчиковая игра “Мы по городу шагаем”)

Мы по городу шагаем (пальцы одной руки шагают по другой и наоборот)

Много видим, называем (смотрим в бинокль)

Светофоры и машины, ярмарки и магазины, скверы, улицы, мосты, и деревья и кусты, и прекрасные цветы. (одеваем пружинкой пальцы на каждое слово).

Ну, а сейчас внимание на экран. Давайте полюбуемся красотой нашего города. (Приложение 1. Слайды “Город, где вас ждут!”)

О чём эти слайды? (о городе, о достопримечательностях)

Какие достопримечательности вы увидели? (Ответы детей)

Игра “Какой наш город?” (Передаем сердце по кругу)

Дети: красивый, любимый, туристический, гостеприимный, зеленый (летом), белый (зимой), большой, древний, чистый, тихий, цветущий, щедрый.

Воспитатель: Как нам узнать, что нас ждет самое интересное путешествие? (Ответы детей)

Правильно. Посмотреть рекламу. Давайте придумаем рекламу нашего города, чтобы к нам приезжали люди. А как называются люди, которые приезжают к нам в город? (Туристы, гости, путешественники)

Послушайте первую рекламу.

Туристы! Вы хотите побывать на берегу живописной Камы? Приезжайте к нам в Елабугу! Вас ждет благоустроенный пляж, рыбалка! Можно позагорать и построить замок из песка.

Рекламы детей при помощи описательных схем. (Приложение 2)

Гости города! В нашем красивом городе родился и вырос великий русский художник пейзажист И.И.Шишкин. посетите дом-музей Шишкина. Вы увидите лучшие картины художника “Утро в сосновом бору”, “Святой ключ”, “Рожь”. Погуляйте по Набережной, по Шишкинским прудам.

Путешественники! Вы любите спорт? Приезжайте к нам в Елабугу! На городском стадионе вы можете побывать на футбольном матче. На ипподроме полюбоваться красивыми лошадьми. Покататься в Танайском лесу на лыжах. В спорткомплексе поплавать в бассейне, покататься на коньках.

Гости города! Вы любите природу? Приезжайте к нам в Елабугу! Побывайте в Танайском лесу, в парке Нижняя Кама. В лесу много грибов и ягод. Полюбуйтесь интересными животными и послушайте пение птиц. Подышите сосновым воздухом.

Воспитатель: Молодцы! Вы любите нашу Елабугу. А как любит нашу Родину наша елабужанка Тамара Шабалина, нам расскажет Лиза.

Люблю я бродить по Елабуге
Вдыхая запах цветов
И листья весенних деревьев
И белых как снег облаков.
Мила мне Елабуга всякая:
С белокаменной мостовой
А ныне с ажурной аллеею
С душистой зеленой травой.
Красивы старинные здания
По берегу Тоймы реки
Ведь здесь барышни раньше, свидания
Вот здесь назначали в тени
Гуляли влюбленными парами.
Любуясь закатными далями.

Итог занятия: любите свою малую Родину, место, где вы родились и живете, берегите каждый её уголок и гордитесь ею.

(Дети вручают гостям сувенир “Елабуга”)