Сценарий внеклассного мероприятия по обучению грамоте "Прощание с Азбукой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Звучит музыка “Учат в школе”. Гости проходят в зал.

Все дети стоят на сцене, звучит музыка “Маленькая страна”, выходит учитель.

УЧИТЕЛЬ:

Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой - “Русской Азбукой”.

Давайте, вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день - 1 сентября.

Два ученика читают стихи. (Приложение 1)

МАШИНИСТ -1:

Давайте сядем в волшебный поезд. Он унесёт нас в страну “Знаний”.

МАШИНИСТ -2:

В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится:
От границы до границы –
По степям до синих гор
На зеленый семафор.

УЧЕНИК:

В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник -
Это каждый знает.
Мчится поезд “Первоклассник”,
Скорость набирает.

МАШИНИСТ -3:

Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Очень нравится мне скорость,
Очень нравится, друзья!

УЧЕНИК:

Не волнуйтесь, наши мамы,
Мы сидим за партой прямо!
Если дождик льется косо,
Все равно стучат колеса,
Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит!

Машинисты, изображая паровозик, двигаются по залу под музыку из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.

 МАШИНИСТ -4:

Наш поезд делает остановку. Кто нас встречает? Отгадайте:

У отца был мальчик странный,

Симпатичный, деревянный,

И любил папаша сына — Шалунишку... (Буратино).

МАШИНИСТ -1:

Правильно! Это Буратино из сказки Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино!”.

Звучит музыка из к/ф “Приключения Буратино”.

Выбегает Буратино, в руках у него книга.

МАШИНИСТ -1:

Что это у тебя за книга? Буратино!

БУРАТИНО:

Я не знаю, ведь я не умею читать.

МАШИНИСТ -1:

Так, давай посмотрим! (Берёт в руки книгу, читает название)

Это “Загадки”.

БУРАТИНО:

Ой, как интересно! Я люблю загадки, а вы, дорогие ребята?

Машинисты по очереди открывают книгу и загадывают загадки. (Приложение 2)

Машинисты, изображая паровозик, двигаются по залу под музыку из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.

Звучит музыка из песни “33 родных сестрицы”.

Выходит девочка в костюме Азбуки.

РУССКАЯ АЗБУКА:

Жду с волнением, друзья,
И девчонок, и мальчишек.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.

(Обращается к Первокласснику).

Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.

ПЕРВОКЛАСНИК (недовольно отвернувшись):

И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.

АЗБУКА:

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!

ПЕРВОКЛАССНИК (возмущенно):

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.

АЗБУКА (показывает на вошедшую букву Р):

Эту тоже?

ПЕРВОКЛАССНИК:

Ну а как же?! Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква “Рэ”.

БУКВА Р:

Я - не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во “дворе”!
Ты меня найдешь в “горах”,
“Тундре”, “речке”, “берегах”.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя - буква “эр”!

ПЕРВОКЛАССНИК (смущенно):

Извините, я не знал,
Но я правильно читал...

Буква Р уходит.

АЗБУКА:

Я пришла к вам в гости не одна. 33 родных сестрицы, писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся.Кто же пришел со мной вместе?

Дети хором:

Буквы!

Дети исполняют песню “33 родных сестрицы”.

МАШИНИСТ -1:

А на какие две группы можно разделить буквы?

ДЕТИ:

На гласные и согласные.

ДЕТИ:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове “ель”,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове “ёж”,
Ты легко ее найдешь!

Буква И.

И - игрушки,
И - игра.
Любит игры детвора!

Буква О.

О — похожа на колечко,
Словно шерстка на овечке.

Буква У.

Замычит буренка: “Му-у!”
Узнаете букву У?
Буква Ы есть в слове “бык*-,
Травку бык щипать привык!

Буква Э.

Этот дом похож на ваш –
У него один этаж.

Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

Ты твердишь всё: “Я да я!
Всех умнее я, друзья!”
Не забудь, что буква Я —
Самая последняя!

Инсценировка стихотворения Бориса Заходера “Буква “Я””. (Приложение 3).

Машинист - 1 приглашает к себе буквы “А” и “У”.

МАШИНИСТ -1:

Дорогие родители, попробуйте из букв А, У составить слова.

Ау, уа — и все слова. Нужны согласные.

МАШИНИСТ -1:

Согласные!

ДЕТИ:

А согласные... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

МАШИНИСТ -1:

На какие группы можно разделить согласные?

ДЕТИ:

На звонкие и глухие, твердые и мягкие. Можно разделить на три группы: на непарные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие.

МАШИНИСТ -1:

Прошу выйти “буквы” по предложенным трем группам.

Звучит музыка из мультфильма “Незнайка на Луне” (“Чудесный Остров”), дети читают стихи. (Приложение 4)

МАШИНИСТ -1:

Согласные, найдите свои пары!
Дети с табличками букв Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш
Становятся парами.

Дети танцуют под музыку песни “Всем на свете нужен дом”.

МАШИНИСТ -1:

Обо всех ли буквах мы вспомнили? Никого не забыли?

ДЕТИ:

Забыли о буквах, не обозначающих звуков: Ъ и Ь.

Выхолят два ученика с табличками букв Ь и Ъ.

ТВЁРДЫЙ ЗНАК:

Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!

МЯГКИЙ ЗНАК:

Я — мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове “льет”,
И в слове “дождь”.

АЗБУКА:

Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами.

Сегодня я прощаюсь с вами, ребята; но мои буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках. Останутся с вами и мои друзья - сказочные герои.

ДЕТИ:

До свидания! До свидания!

(Под музыку песни “Незнайка на Луне” из одноимённого мультфильма, выходят дети и читают стихи. (Приложение 5)

МАШИНИСТ -1:

Наше путешествие подошло к концу. Займите свои места в вагончиках.

Поезд отправляется в школу!

Звучит музыка из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.