Фантастическое и реальное в произведениях Н.В. Гоголя. Повесть "Пропавшая грамота". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Вид урока: Обучение анализу художественного произведения.

Форма урока: Беседа проблемного характера с элементами анализа художественного произведения.

Цели урока:

  1. Знакомство с героями повести “Пропавшая грамота”, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического, выявить фантастическое и реальное в повести, смысловое своеобразие через её композицию, сюжет и образы; формировать начальные умения анализа художественного произведения; расширять и закреплять знания учащихся о произведениях Н.В.Гоголя.
  2. Развивать устную речь, критическое и логическое мышление, творческие способности учащихся, развивать умения ориентироваться в прочитанном, внимание и наблюдательность.
  3. Воздействовать на материале повести на морально-нравственную сферу личности учащихся: воспитывать чувство долга, ответственности за слова и поступки; прививать интерес и любовь к родному слову, любви к природе, прививать интерес к чтению, к творчеству писателя, взаимоуважения любви к русскому фольклору и самобытности других стран.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя о повести "Пропавшая грамота".
  2. Рассказ о писателе учениками.
  3. Работа над сюжетом и композицией повести.
  4. Рассказ учителя о создании повести “Пропавшая грамота”.
  5. Жанр произведения.
  6. Словарная работа с участием героя произведения.
  7. Краткий пересказ повести с выборочным чтением эпизодов.
  8. Обучающий анализ образа главного героя с помощью системы вопросов и заданий по тексту повести
  9. Роль нечистой силы в раскрытии смысла произведения.
  10. Выводы по уроку. Оценка работы учащихся на уроке
  11. Объяснение домашнего задания.

Оборудование:

  1. Рисунки учащихся к повести Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота"
  2. Портрет Н. В. Гоголя
  3. Оформленная доска
  4. Тетради учащихся
  5. Презентация на мультимедийной доске
  6. Памятки по творчеству Гоголя

Ход урока

"А нуте яку-нибудь страховинну казочку!"
Н.В. Гоголь

1. Организационный момент.

Установка: (звучит музыкальное вступление – украинские мелодии)

– Произведение какого автора вы читали к этому уроку? (Повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота”)

– А какая книга Н.В.Гоголя была выпущена в 1831 году? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).

Учитель: Дорогие ребята! По музыкальному вступлению к уроку вы, конечно же, догадались, что сегодня нам снова предстоит встреча с полюбившимися уже героями гоголевских "Вечеров на хуторе близь Диканьки". Когда эта книга вышла в свет, она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. На прошлом уроке мы прочитали повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота ", завершающую первую часть цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть имеет подзаголовок "Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви". Сегодня мы познакомимся с ней поближе, попробуем разобраться в ней. Да, ребята, Н.В.Гоголь родился более 200 лет тому назад. А мы до сих пор помним этого автора благодаря его произведениям. Вот сегодня мы с вами на примере повести, которую вы прочитали, попробуем доказать: За счёт чего автору удаётся достичь “искренней, непринуждённой весёлости”? Что в повести фантастическое и что реальное?

2. Рассказ о писателе (говорят по очереди ученики)

– Один раз лет эдак 180 тому назад задумалось вельможному гетьману послать зачем-то к царице грамоту. Позвал тогдашний полковой писарь к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом. Дед не любил долго собираться и отправился в путь, не предполагая, что придётся ему пережить намало приключений. Так начинается повесть “Пропавшая грамота”. “Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!” Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька. “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов” – писал А.С. Пушкин.

– Столь высоко оценённые Пушкиным повести вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Николаю Васильевичу Гоголю 22 года.

Родился же автор “Вечеров…” то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорождённого Марию Ивановну: “Славный будет сын”. Так оно и вышло.

Детство Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую “Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию”, куда заносил любопытные словечки, фамилия, прозвища, предания, бытовые сценки.

Уже в Петербурге, стремясь быть полезным человечеству, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях.

– Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Сами знаете, какие сокровища бывают у бабушек. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь. А ещё знала бабушка массу народных песен и сказок, которые не всегда оканчивались всеобщим пиром да свадьбой.

Когда Гоголь был маленьким, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: “Лестницу! Поскорее давай лестницу!”

3. Актуализация знаний. Сюжет и композиция.

А) Сюжет

О чём рассказывается в повести? (дети по очереди передают содержание выполненных дома иллюстраций и дублируют их на доске, чтобы материал оставался перед глазами в течение урока).

Б) Композиция

В центре повести – история о том, как дед играл с чертями в дурня (составление перепутанных частей учениками)

План повести Элементы повести
Вступление
1. Деду поручено отвести грамоту к царице. I. Экспозиция
2. Знакомство с запорожцем. II. Завязка
3. Грамота пропала. III. Кульминация
4. Дед возвращает грамоту и отвозит царице. IV. Развязка
Заключение.

Композиция этой повести рассказ в рассказе, т. к. автор передаёт историю Фомы Григорьевича, а Фома Григорьевич – историю деда. Вступление и заключение – обрамление повести

4. Рассказ учителя (история создания повести)

Черновой автограф повести написан чернилами на четырёх листах большого формата (с оборотом) убористым почерком с многочисленными поправками и помарками. Заглавие отсутствует. Текст черновика “Пропавшей грамоты” значительно превышает по размеру окончательную, печатную редакцию, не имея сколько-нибудь принципиального отличия от неё в сюжетном и в стилевом отношении, однако даёт многочисленные варианты и разночтения. При отделке повести отпали целые фрагменты, не включенные Гоголем в окончательную редакцию. Так, в печатный текст не вошло ни подробное описание путешествия деда из пекла на хромом, ни эпизод с горшками, надувавшими щёки. Отброшен ряд колоритных деталей. Так, при характеристике деда в черновой редакции указывалось, что он “один, бывало, иной раз выходил на медведя, а подчас и пяти человек умять ему было так же, как нашему брату отпеть воскресный кондак”. Автограф повести не даёт достаточных данных для определения времени её написания. Начата, по-видимому, в 1828 году. Подтверждением этому служит письмо Гоголя к матери от 23 мая 1829 года, в котором он просил описать подробности различных карточных игр, популярных в украинском обиходе. Публикация “Пропавшей грамоты” в первой книге “Вечеров…” (цензурное разрешение датировано 26 мая 1831 года) означает, что работа над повестью была завершена не позже апреля — мая 1831 года..

5. Жанр произведения.

Работа с таблицей с использованием литературоведческого словаря.

  Фома Григорьевич Н.В. Гоголь Некоторые
исследователи
Точка зрения на жанр Сказка Быль Легенда
Обоснование На первом месте – фантастические события, нечистая сила Главная – реальная часть, в центре внимания – история деда с грамотой Соединяет реальное и фантастическое

Чья точка зрения вам ближе? Почему Н. В. Гоголь называет своё произведение былью? (Писатель выдвигает на первый план реальную историю, она для него является главной в произведении, т.е. повесть, действительно, призвана обратить внимание читателя на её нравственную сторону).

6. Словарная работа.

(Выходит ученик под украинскую музыку в костюме черта и проводит данную игру)

1. Что дед потерял по дороге к царице? (Шапку)

Что было в руках у жены деда, когда он вернулся домой? (Веретено)

Какие музыкальные инструменты упоминаются в повести “Пропавшая грамота”? (Валторна, бубен) (см. Рис. 1)

2. Дивчина-девушка
Жупан – род кафтана
Люлька– трубка
Оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо
Парубок – парень
Хутор – небольшая деревушка
Чуб – длинный клок волос на голове
Шинкарь – хозяин питейного заведения, трактирщик (см. Рис. 2)
Пекло – ад
Чумаки – обозники, едущие в Крым за солью и рыбой
Пасичник – пчеловод
Гопак, горлица – украинские танцы

7. Краткий пересказ повести “Пропавшая грамота” по плану с выборочным чтением.

План к повести:

  1. Деда отправляют гонцом к царице.
  2. На ярмарке в Конотопе. (Прочитать описание ярмарки).
  3. Знакомство с “козаком”.
  4. Признание “козака” о проданной нечистой силе душе.
  5. Дед проспал коня и шапку с грамотой.
  6. Совет шинкаря, где найти нечистую силу.
  7. В лесу у чертей и ведьм.
  8. Игра в карты.
  9. Дед крёстным знамением испугал нечистую силу.
  10. Возвращение деда домой на коне.
  11. Дед отвозит грамоту царице.

8. Чтобы лучше понять смысл произведения, обратимся к его образам.

1) Образ деда.

– Кто является главным героем произведения?

– Почему именно ему поручили такое важное дело – грамоту царице увезти? Торопится исполнить поручение гетьмана, ценит его доверие, ведь быть гонцом к царице – почётно!

– Что случилось с дедом после встречи с запорожцем? ("Не успел пройти двадцати шагов – навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля, и тюлька с медною цепочкою по самые пяты – запорожец, да и только!")

– Какие чувства испытывает дед, проснувшись утром и обнаружив пропажу и запорожца, и грамоты, и даже коня? (Дед не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: "Больно было ему крепко, что не сдержал казацкого слова!" Он не выполнил поручения гетьмана, не оправдал его доверия: "Вот тебе и гетьманский гонец! Вот и привёз грамоту царице!" Герою стыдно за свой поступок).

– Какие черты характера проявил дед в этом эпизоде "Дед играет с ведьмами в дурня"? (Дед проявил в данном эпизоде такие качества характера, как находчивость, смекалку, самообладание. Благодаря этим качествам и ему удалось разгадать хитрость нечистой силы, вызволить шапку с грамотой, вернуться домой, выполнив поручение гетьмана).

Дома вы должны были составить план истории, “как ведьмы играли с покойным дедом в дурака”.

Примерный план:

  1. Ведьма предложила 3 партии в дурня – взамен на шапку
  2. Под ликованье морд дед остался дурнеем в 1-й раз
  3. Деда перехитрили
  4. Дед перекрестил карты
  5. Шапка и конь в придачу

– Какой урок получил главный герой повести? Чему учит Н.В. Гоголь и нас с вами?

2) Образ черта.

Путешествие в ад совершает герой “Пропавшей грамоты”, где подвергается “бесовскому обморачиванию”. (см. Приложение 1)

9. Фантастическое и реальное в повести.

– Какие герои “Пропавшей грамоты” встретились вам ранее в народных, волшебных сказках? (ведьмы, черти). Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках.

– Где грань реального и фантастического в произведении? (Найти в тексте)

(Рассказывает ученик) В толковом словаре В. И. Даля читаем: “Фантастический – несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке”. Иначе говоря, подразумевается два значения: 1. нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2. нечто редкое, преувеличенное, необычное. Фантастическое часто используется в литературе, когда необходимо преодолеть цензурные препятствия или при помощи иронии, гиперболы и смеха изобразить действительность, используя жанр иронической сказки. Гоголь щедро воспользовался для “Вечеров” материалами богатого и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей. Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в “Пропавшей грамоте”. В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение “необыкновенного” так же насыщенно бытовыми деталями. “Герой повести– человек смелый, казацкого размаха, попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. “Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого– то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ... На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны”. В “Вечерах” прибегая к фантастике, Гоголь вводит в свои повести, в мир обитания человека чертей и ведьм. Но его фантастика не мистифицирована, – это смешная и трагическая фантастика народных сказок и легенд. (см. Приложение 2)

10. Заключение урока. Выводы.

– О чем это произведение?

– Постарайтесь определить его главную идею.

– Как Гоголь в подзаголовке называет это произведение? (“быль, рассказанная дьячком”)

– Верите ли вы автору?

– Как бы вы сами определили жанр произведения, которое прочитали?

Сможем ли мы ограничить это произведение одним литературным жанром? Почему?

(Быт (жизнь украинского народа) и Юмор – здесь слились воедино, образуя новый жанр – “Гоголевский жанр”)

– Виновата ли нечистая сила в пропаже грамоты? (В пропаже грамоты виноват дед, т. к. он, загулявшись на ярмарке, забыл о порученном деле настолько, что поменялся с запорожцем шапкой, в которой была зашита грамота гетьмана царице. Этим автор ещё раз указывает нам на то, что всё зависит от самого человека. Значит, образы нечистой силы даны для того, чтобы сделать повесть интересной, увлекательной для читателя. Сверхъестественные силы в повести кажутся нестрашными, потому что похожи на людей (едят, пьют, танцуют, издеваются, шалят, играют в карты, веселятся); изображены с юмором: комические прозвища, обращения (шельма, хрычовка, старый бес, два поросёнка), ситуации и речь (игра в карты, танцы нечисти, переговоры на пароме); герой одолевает их, подчиняет себе (Дед пугает крестным знамением, добивается грамоты и коня).

– Можно ли сказать, что это "страховинна казочка". (Это поучительная история в форме занимательного рассказа)

– Чему учит повесть "Пропавшая грамота"? Почему она так называется?

(Повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота" учит и развлекает: ненавязчиво, в форме занимательной истории преподносит урок читателю. Пропавшая грамота в повести – напоминание о долге, об ответственности за порученное дело, данное обещание).

11. Домашнее задание. Сочините веселую сказку, в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения и само повествование вызывает смех.

Цитаты и афоризмы