Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика

Разделы: Школьная психологическая служба


Кто не ценит собственного здоровья,
тот меньше заботится и о других людях.
В.М.Шепель

Несмотря на значимость материальных, санитарно-гигиенических, дидактических и психологических условий, ключевую роль в решении задач сохранения здоровья учащихся играет, прежде всего, личность учителя, педагога. Задачи охраны и укрепления здоровья обучающихся могут успешно решаться только в том случае, если учитель сам будет обладать психическим и соматическим здоровьем. Психическое здоровье означает зрелость, сохранность и активность механизмов саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Профессиональная деятельность учителя имеет особое влияние на структуру его психических характеристик. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 15–20 летним стажем характерны педагогические “кризы”, “истощение”, “сгорание”. Так, у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю важно уметь регулировать собственное поведение, анализировать педагогическую деятельность с позиций доминантной профессиональной ценности – личности учащегося, осознавать значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья, уметь диагностировать проблемы в собственном здоровье.

Проектируя стратегию профессионального роста, учителю необходимо продумывать и усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.

Таким образом, собственная установка учителя на личностный рост, развитие здоровьесберегающего потенциала личности становится залогом и успешного здорового личностного становления учащихся.

Перечислим некоторые факторы, влияющие на поддержание психического здоровья педагога:

1. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряжённое время, дают единодушный совет – “радоваться”!

Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость – одно из самых эффективных лекарств и доступное для всех. Весёлые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется “гормон страха”, наличие которого разрушающе действует на здоровье.

Показателем применения данного фактора и, конечно же, ряда других – это “Дни здоровья” в нашем колледже, которые традиционно проводятся 1 апреля, в их программу входят соревнования команд преподавателей и музыкальный концерт, где обязательно выступает вокально-инструментальный ансамбль, состоящий из педагогов колледжа.

2. Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Академик П. К. Анохин писал, что никакой “сумасшедший” ритм жизни, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонии, если периоды наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. Любая работа не может продолжаться бесконечно, без отдыха. В целях сохранения “здоровья” мозга полезно помнить, что люди, которые в среднем спят 7–8 часов, живут дольше, чем те, которые спят менее 5 или более 10 часов в сутки. Желательно иметь интересное хобби. Так, известный врач С. П. Боткин был талантливым математиком. Офтальмолог-хирург В. П. Филатов – великолепный художник. В нашем колледже также много увлеченных преподавателей, например зам. директора по воспитательной работе Лукьяненко И.Г. – пишет замечательные детские стихи, заведующий школьным отделением Синицин В.Ф. – прекрасно играет на различных музыкальных инструментах.

3. Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Как писал В. М. Бехтерев, она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

4. Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры так же эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в том числе и на педагогов. Тот, кто может увлечь детей, душевно богат.

5. Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционольно-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

Увлекательно проходят выезды педагогического коллектива в летнее время на водоёмы, а также походы в плодопитомник, где на полянах устраиваются весёлые состязания.

6. Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль.

Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

Этому фактору в нашем учебном заведении уделяется достаточно большое внимание – это коллективные выезды в бассейн, массовые корпоративные катания во “Дворце спорта”, посещение кинопремьер в кинотеатрах города Омска, экскурсионные поездки в Ачаирский монастырь и многое другое.

7. Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

8. Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:

  • личная организованность в соблюдении ортобиоза;
  • рациональное распределение рабочего времени;
  • рациональное оборудование личного рабочего места;
  • профессиональное выполнение своих функций.

9. Самоконтроль и саморегуляция - это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать вводные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на “свежую голову”.

10. Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.

Более ста лет тому назад известный московский врач Ф. П. Гааз утверждал, что “медицина – царица всех наук, ибо здоровье необходимо для всего прекрасного и великого”. Царицей всех наук, по мнению В. М. Шепеля, можно назвать ортобиотику, которая формирует философию отношения человека к своему здоровью. Она составляет духовную основу разумного образа жизни и помогает при ярком самоощущении жизни, увлечении трудовой деятельностью, эстетическом общении добиваться поставленных перед собой целей.

Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не только физическое и душевное благополучие учителей, но и учащихся, с которыми они ежедневно общаются.