Математическая сказка "Догодайся сам!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формирование элементарных математических представлений.

Задачи: Развивать общие представления о множестве; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; дать детям элементарные  представления о времени.

рис.1

В живом уголке детского сада жил попугай Кеша, кто-то из родителей привез его из жарких стран. Попугай был хорош и дети не отходили от него. Они рассматривали его разноцветные перышки, чистили  клетку, кормили  и поили.

Но самым интересным было то, что попугай был говорящим. Как-то дети спросили: «Как тебя зовут?» А он им ответил «Догадайся сам!»

Малыши были просто в восторге. Вопросы посыпались один за другим: «Сколько тебе лет? А где ты жил раньше? Что ты любишь есть? Хочешь ли ты семечек?» Но попугай только отвечал «Догадайся сам!»

Так в детском саду началась очень весёлая и интересная игра, в которой участвовали все, и взрослые и дети. Заключалась она в том, чтобы придумать вопрос или задачу для попугая. Попугай слушал и как всегда кричал «Догадайся сам!». Тогда все дети начинали искать правильный ответ на вопрос.

Взрослые, с удовольствием игравшие в эту игру, часто говорили тем, кто находил решение: «Молодец!».

Однажды, когда кто-то из малышей радостно выкрикнул ответ, попугай сказал «Молодец!» Все сначала не поверили услышанному, но попугай еще раз четко повторил: «Молодец!» Дети от восторга захлопали в ладоши: «Кеша научился говорить новое слово!». Игра стала еще интересней. Дети старались правильно ответить, потому что очень им нравилось,  когда попугай говорил им «Молодец!»

Вопросы, которые придумывали ребята, становились все сложней, потому что так было интересней.

Чаще всего вопросы придумывались дома, и в этом участвовала вся семья. А утром собирались возле клетки, и начиналась игра.

рис.2«Охотник шел по лесу. Вдруг,  он увидел пенек,  из-за которого торчали шесть заячьих ушей. Угадай, сколько зайцев спряталось за пеньком?» «Шесть», — крикнул кто-то из детей. «А вот и не шесть», — лукаво улыбнулся Вовка, это он придумал вопрос. «Догадайся сам!»— закричал попугай.

Так сколько зайцев за пеньком? Подумайте и вы, ребята.

Через несколько минут сразу несколько малышей догадались: «За пеньком сидели три зайца! Ведь у каждого зайца по два уха, а ушей было всего шесть». Попугай уже кричал «Молодец!»

рис.3 Мария Васильевна, воспитательница, сказала: «Вопрос можно еще нарисовать на бумаге».

Некоторые дети, которые так и не поняли, почему же три зайца взяли карандаш и бумагу и нарисовали шесть заячьих ушей, торчавших из-за пенька. И стало ясно что: ведь зайца с одним ухом не бывает!

На следующий день загадку придумала маленькая Соня: «Дети вернулись с лыжной прогулки, воткнули в снег 10 палок, сняли лыжи и пошли в детский сад, Анна Петровна выглянула из окна и сказала: «Я знаю, на сколько человек нужно накрывать стол». Как она догадалась, сколько человек пришло с прогулки? Ребята сразу попросили  карандаш и бумагу, чтобы зарисовать вопрос.

рис.4 Попробуйте и вы ребята, сделать такой же рисунок и ответить на вопрос.

Когда рисунки были готовы и дети представили, что каждый лыжник надевает две лыжни и берет две палки, правильный ответ тут же нашелся: Пять лыжников.

рис.5А вот еще одна загадка, с восторгом заявил Петя: «Андрей помогал мыть маме посуду и очень старался. Но случайно  опрокинул поднос с чашками. Когда зашла мама, на полу лежали две целые чашки и четыре половинки разбившихся чашек. Мама, конечно, огорчилась, но не стала ругать Андрюшу, а только спросила его: «Сколько же ты вымыл чашек?» Андрей был так сильно расстроен что, никак не мог ответить».

Давайте поможем Андрюше сосчитать, сколько же было чашек?

Вопрос был трудный, и малыши советовались друг с другом. У  многих были одинаковые ответы: получилось, что было всего  четыре чашки.

рис.6«Молодец! Молодец!»— кричал попугай. Мария Васильевна предложила тем, кто догадался, объяснить, как получился такой ответ. Лучше всех объяснили Дима и Юля

«Мы представили, что  если склеить разбитые чашки, то из двух половинок получится одна целая чашка, а еще из двух половинок — еще одна целая чашка. И две чашки остались целые. Значит, всего было четыре чашки».  

рис.7 Дети очень любили загадки, где, казалось бы, все сразу ясно, но на самом деле надо подумать, чтобы дать правильный ответ.

Вот, например такая задачка: «В погребе пять мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены что,  не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и схватил одну из них. Сколько мышей осталось доедать сыр?»

Почти все дети отнял от пяти, один и сказали — четыре. Но попугай не кричал «Молодец!» Да и Мила загадавшая загадку, тихо сказала: «Неправильно?» Все сразу задумались, почему же неправильно?

Подумайте и вы, ребята, вместе с ними!

рис.8 «Я, кажется, догадался!» — воскликнул Ваня. «Кот схватил одну мышку, а остальные разбежались, испугавшись кота». И тут попугай закричал: «Молодец! Молодец!» Как будто он   знал правильный ответ.

рис.9 Вот еще одна загадка: «В комнате горело пять свечей. Подул ветерок, и две свечи погасли. Сколько свечей осталось в комнате?» «Догадайся сам!» — кричал попугай, услыхав, как Галя загадывает загадку. На этот раз малыши не торопились с ответом, думали и рассуждали.

Вы,  ребята, догадались,  сколько свечей осталось в комнате?

Ну, конечно пять свечей. Нужно просто внимательно слушать вопрос. Ведь не спрашивается, сколько осталось горящих свечей?

Были в детском саду дети, которые плохо ели. Вот про них и придумали загадку: «На завтрак  брат и сестра ели овсяную кашу. Сначала каши в тарелках было поровну. Но когда стали из-за стола, у брата в тарелке каши осталось больше, чем у сестры. Кто из них съел каши меньше?»

рис.10Малыши спорили, кто-то доказывал, что сестра съела меньше, потому что она девочка, а девочки все плохо едят, кто-то говорил, что брат съел меньше. Пришлось вмешаться Марии Васильевне. Ей понравилось, как рассуждали Женя и Вася: «Если у брата каши осталось больше, чем у сестры, значит, он съел меньше каши, чем у сестры. А сестра съела больше, потому что у нее осталось каши меньше». «Молодцы!» — сказала воспитатель. Услышав свое любимое слово попугай не мог  остановится.

Когда малыши уходили домой, детский сад засыпал, становилось тихо и темно. Ночью не было слышно ни шороха. Попугаи ведь тоже спят по ночам  как и люди. Кто-то придумал интересную загадку: «В 10 часов вечера попугай заснул, потому что  стало совсем темно за окнами. Может ли через несколько дней в это же время святить солнце?»

Дети так привыкли отгадывать трудные загадки, что эту быстро отгадали многие из них.

А вы, ребята отгадали?

Конечно, через несколько дней за окнами в 10 часов вечера будет так же темно, и солнце светить никак не может.

Веселая игра продолжалась целый год. Все загадки, которые придумывали взрослые и дети были интересными, что Мария Васильевна решила их записывать. А дети делали рисунки к ним.

Так собралось много занимательных задач и загадок и рисунков к ним. Мария Васильевна предложила сделать альбом, в котором записывать все загадки и вклеить рисунки.  Альбом получился замечательный, а название придумали все вместе: «Догадайся сам!»