Ресурсы урока технологии в гендерном воспитании школьников

Разделы: Технология


Сегодня школьное воспитание приобретает в нашем обществе практическую значимость, ибо его цели и задачи ориентированы, главным образом, на совершенствование трудовой деятельности, на развитие у школьников внутренней потребности и способности созидать. Оно выступает в качестве действенного средства совершенствования всех общественных отношений, в том числе, семейных. Изменение характера семейных отношений, способы повышения благосостояния семьи, развитие гендерных чувств, социальное становление личности школьника на этой основе – это органически взаимосвязанные процессы. Без понимания существования распределения семейных трудовых обязанностей, без ощущения инициативы и творчества в семейных отношениях невозможны гендерная мораль и семейная этика. Процесс модернизации семейных отношений углубляется, а следствием этого становится перераспределение обязанностей мужчины и женщины в семейной и производственной деятельности. Этот феномен выдвигает задачу изменения традиционного содержания всестороннего воспитания. Понятия: научно-технический прогресс, культура и интеллигентность прямо связаны с развитием семьи и общества. Все эти компоненты целесообразно рассматривать интегративно, так как они являются частью проблемы формирования гендерных качеств личности школьника.

Школа является важным фактором гендерно-ролевой социализации учащихся. Учителя часто взаимодействуют с учениками, исходя из собственных гендерно-ролевых стереотипов. Педагог может ожидать, что мальчики будут хорошо успевать по таким предметам, как математика и естественные науки, а девочки - по языку и литературе. В результате мальчики и девочки получают различные типы поощрения. Это может препятствовать достижениям учащихся, которые, возможно, не будут проявлять особых стараний в тех областях, где они не получают достаточного поощрения.

Для учителя технологии важно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не только выявлять и развивать способности каждого ученика, но и формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, уважающую себя и окружающих людей. Поэтому задачей гендерного воспитания является не просто дать знания в области технологии, а сформировать у школьника качества личности необходимые для гендерно-ролевой социализации: дисциплину, ответственность, подчинённость личных интересов общим, инициативу и творчество, желание и умение договариваться с окружающими. Большую помощь в этом оказывает сближение технологии, обслуживающего труда и домоводства, ставшее традиционным.

Гендерные чувства имеют прямое отношение к этическим категориям: совесть, стыд, честь, гражданственность, чувство меры и гармонии. Если явление, процесс, человек или продукт его труда обладают мерой, гармонией и ритмом, то они способны доставлять эстетическую радость. Моральный поступок восхищает окружающих и вызывает у школьника гордость, если он отражает значимую для школьника гендерную роль.

Цель гендерного воспитания на уроках технологии – создание условий для осознанного выбора учеником своей социальной гендерной роли. Создание на уроке комфортных, психологических, эмоциональных условий и благоприятной атмосферы – обязательная норма для формирования положительного отношения к обязательному, добросовестному выполнению трудовых и семейных обязанностей. Педагогу важно помнить, что осознание школьником своей гендерной роли рано или поздно происходит и выливается в действие. Современный урок технологии помогает ученику примерить на себе разные социальные роли и ощутить чувство гордости, удовлетворения.

Фактором, стимулирующим развитие гендерных чувств, является самовоспитание. Ещё Сухомлинский утверждал: “…будь педагог хоть семи пядей во лбу, он всё равно не добьётся своей цели, если воспитанник не будет воспитывать себя сам”. В процессе самовоспитания должны присутствовать такие категории, как сознательность и самооценка. Адекватная самооценка позволяет ученику отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с технологическими требованиями учителя. Неадекватная самооценка бывает завышенной или заниженной, что препятствует качественному выполнению целей и задач. В гендерном воспитании адекватная самооценка является необходимым условием формирования высокого уровня нравственных и этических чувств.

Для формирования у учащихся культуры гендерных отношений в тематическом планировании на уроках технологии предлагаются следующие дополнительные сведения к основному содержанию занятий.

В разделе “Кулинария” включены вопросы:

- распределение обязанностей в семье по составлению меню, приготовлению пищи;

- роли членов семьи во время чайных церемоний;

- культура поведения за столом;

- обязанности по ремонту и обслуживанию кухонной бытовой техники;

- правила техники безопасности при затачивании ножей;

- семейный сбор ягод и грибов;

- распределение обязанностей при приготовлении обеда в походных условиях.

В разделе “Материаловедение” обращается внимание на следующие вопросы:

- влияние натуральных и синтетических тканей на женскую кожу;

- влияние цветовой гаммы и рисунка на женственность в образе.

В разделе “Машиноведение” рассматриваются проблемы:

- применение физической силы в различных профессиях машиностроения;

- необходимость учёта веса швейного оборудования и приспособлений при работе.

В разделе “Рукоделие делается акцент на:

- бережное отношение к чужому труду;

- самостоятельность в выполнении домашних заданий;

- изготовление подарков для мамы, бабушки, сестры;

- особенности в изготовлении подарков для папы, дедушки, брата.

В разделе “Конструирование” рассматриваются вопросы:

- самовыражение женской и мужской индивидуальности в конструкции одежды;

- влияние юбки на женственность образа;

- влияние брюк и шорт на походку;

- влияние цветовой гаммы одежды на взаимоотношение людей;

- применение дополнительных аксессуаров к одежде для подчёркивания женственности.

В разделе “Технология ведения дома” обращаю внимание учеников на:

- влияние интерьера и уюта на взаимоотношения в семье;

- культура домашней одежды для женщины и мужчины;

- семейное распределение обязанностей по уходу за жилищем;

- возможность договориться членам семьи о перераспределении семейных обязанностей;

- мужские и женские обязанности в семье;

- комфортность семейных отношений.

В разделе “Гигиена девушки” включены вопросы:

- умеренное использование косметики – признак хорошего женского вкуса;

- женские и мужские причёски, их влияние на характер и взаимоотношения;

- особенности ухода за ногтями девушек и юношей.

Предлагаю конспект открытого урока по технологии в 8 классе из раздела “Технология ведения дома”.

Тема урока: Мужские и женские обязанности в семье.

Цели урока.

Обучающая: сформировать понятия: мужские и женские обязанности, обязанности по согласованию, усвоить образы мужского и женского начала, ознакомиться с особенностями распределения обязанностей в семье.

Развивающая: развивать организационные умения по распределению обязанностей в своей будущей семье.

Воспитывающая: формировать инициативу и самостоятельность, инициативность в принятии решения, осознанную потребность в комфортных семейных отношениях.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование:

для учителя: проектор, ноутбук, магнитная доска, презентация “Мужские и женские обязанности в семье”;

для учеников: учебник, тетрадь, цветные записки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

3. Формирование знаний учащихся.

3.1. Понятие комфорта в семье.

3.2. Понятие о семейных мужских и женских обязанностях в разные периоды истории.

3.3. Понятие семейных обязанностей в современном обществе.

3.4. Понятие обязанностей по согласованию и договорённости.

4. Выполнение практической работы “Модель распределения обязанностей в моей будущей семье”.

5. Подведение итогов занятия.

  1. Домашнее задание.
  2. Рефлексия.

Содержание некоторых пунктов хода урока

2. Актуализация знаний.

Кто хочет быть счастливым? Поднимите руки.

Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим фрагмента из фильма “Ералаш”.

Создать семью не сложно, но как сохранить семейное счастье?

Почему у любящих друг друга молодых людей возникают проблемы в семейных отношениях?

Одна из причин: незнание семейных обязанностей мужчины и женщины и нежелание их выполнять.

Разговор на уроке пойдёт о мужских и женских обязанностях и вариантах их распределения для создания счастья и комфорта в семье.

(Слайд 1. Запись темы в тетради.)

3. Формирование знаний учащихся.

3.1. Что такое комфортность семьи прочитаем по учебнику “Технология. Обслуживающий труд. 8 класс” под редакцией Симоненко В.Д.

(Слайд 2)

3.2. Понятие о семейных мужских и женских обязанностях в разные периоды истории.

Семейные отношения переживали изменения в разные эпохи.

(Слайд 3)

В первобытно-общинном строе семейные отношения строились по принципам патриархата – преобладающая роль мужчины в хозяйстве и семье.

Семейные отношения при матриархате характеризовались доминирующим положением женщины в обществе и наследование имущества и должностей по материнской линии.

В период Домостроя (средние века) обязанности мужчины и женщины были определены и основаны на библии.

В Библии воплощается идея о том, что мужчина и женщина составляют единое целое. Женщина создана как помощница для мужчины: “И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему”. Исходя из равноправия мужчины и женщины, в Новом Завете говорится: “…Мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь, как сонаследникам благодатной жизни…”. Ведущая роль женщины в судьбе человечества, как отмечается в Ветхом Завете, выражается в деторождении и воспитании детей, а мужчины – в тяжелом труде. (Слайд 4)

Физиологическая и психологическая природа мужчины и женщины разные.

Это определяет их модели поведения в обществе и в семье. Не нужно идти против природы. Природу мужчины и женщины можно понять и принять.

Мужчина – голова, а женщина – шея.

Мужчина – это разум, лидер, добытчик, защитник, труженик, обладатель физической силы, ответственный за воспитание детей.

Женщина – чувство, помощница, мать, хранительница домашнего уюта, экономная хозяйка.

3.3. Понятие семейных обязанностей в современном обществе.

В современном мире женщина, добивающаяся равноправия с мужчиной, занимается общественным трудом и работает на производстве.

Нагрузка на женщину возрастает.

Ей трудно успевать одновременно ухаживать за детьми, быть хорошей матерью и качественно работать и делать карьеру. Неизбежно приходится чем о жертвовать.

Кто же ей может помочь? Муж.

Взаимопомощь в современной семье необходима для комфортных отношений.

Минутка здоровья. (Слайд 5)

Закройте глаза и представьте себя в шикарном свадебном платье.

Звучит вальс 1 минута.

3.4. Поэтому необходимо планирование при распределении семейных обязанностей. В современной семье некоторые обязанности по договорённости перераспределяются.

Обсуждать и делать это лучше до принятия женщиной решения создать семью и ответить на предложения мужчины.

Логика такова:

мужчина делает женщине предложение,

женщина принимает его или нет.

Женщине лучше сначала проявить инициативу по планированию уклада в семье и согласовать, договориться с мужчиной о распределении обязанностей, а после принимать решение по созданию семьи с этим человеком.

В противном случае, создав семью, мужчина и женщина имея разногласия,

Могут не договориться. Комфорта в семье не будет.

Какая модель семьи принимается будущими супругами, так и распределяются обязанности.

Поэтому распределение обязанностей зависит от того:

(Рассматриваем слайд 6)

Кто – глава, а кто – ведомый,

Кто – сила, а кто – слабость,

Кто – почитатель, а кто – почитаемый.

Так же учитывается состав семьи, состояние здоровья его членов и степень их занятости.

4. Выполнение практической работы. (Слайд 7)

Посмотрите на примерный список семейных обязанностей. (Приложение 1)

Модель семейных отношений в вашей семье создана вашими родителями.

Что бы вам хотелось изменить для сохранения комфорта в вашей семье?

Когда-нибудь и вы создадите свою семью.

Как бы вы распределили обязанности в своей будущей семье?

Вам предлагается выбрать модель счастливой семьи и распределить в ней обязанности.

Учащиеся заполняют таблицу. (Слайд 8)

Мужские обязанности Женские обязанности
   

5. Подведение итогов занятия.

Девушкам по желанию предлагается прокомментировать выполненное задание.

5.1. Домашнее задание. Понаблюдать: как распределяются обязанности в вашей семье и как это влияет на её комфортность.

5.2. Рефлексия.

Жанр “Записка”.

Каждой девушке предлагается написать записку с ответом на вопросы:

Какой урок я вынесла после нашего общения?

Что я открыла для себя нового?

Ответы учениц.

Аня: “Я поняла, что нужно учиться договариваться”.

Соня: “Я поняла, почему в семье ссорятся”.

Катя: “Обязанности надо добросовестно выполнять”.

Вика: “Женщина должна быть помощницей мужчине”.

Саша: “Если женщина - глава семьи, она не должна забывать, что мужчина по своей природе – лидер”.

Приложение 1

Примерный список семейных обязанностей

  1. Основной доход в бюджет семьи.
  2. Расходы семейного бюджета на непродовольственные товары.
  3. Покупка продуктов питания.
  4. Составление меню и приготовление пищи.
  5. Экономия средств семейного бюджета.
  6. Накопление имущества и обеспечение его наследования.
  7. Уход за маленькими детьми.
  8. Воспитание членов семьи.
  9. Уход за больными и пожилыми членами семьи.
  10. Подготовка детей к труду в домашнем хозяйстве.
  11. Бытовое обслуживание членов семьи.
  12. Создание и поддержание комфорта и уюта в доме.
  13. Охрана и защита семьи и жилища.
  14. Работа на приусадебном участке.
  15. Транспортные услуги.
  16. Культурно-спортивные мероприятия.
  17. Создание условий для мужчины, чтоб он чувствовал себя лидером.
  18. Быть помощницей мужу.