Игровая обучающая ситуация-проблема как средство формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов осуществляется путем интеграции образовательной области “Здоровье” и образовательных областей “Познание” и “Коммуникация”:

- “Здоровье” (достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей осуществляется через комплексы закаливающих процедур в сочетании с физическими упражнениями. Культурно-гигиенические навыки прививаются в течение всего дня. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни – это задача образовательной деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов

- “Познание” (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека);

- “Коммуникация” (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).

В игровой обучающей ситуации-проблеме взрослый выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений.

Участвуя в ситуациях-проблемах, старший дошкольник постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков, находится в активной действующей позиции.

Игровая обучающая ситуация-проблема может включать игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.

В игровых обучающих ситуациях-проблемах обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую мотивацию. Этот подход позволяет реализовать педагогам на практике “золотое правило” дошкольной педагогики - “Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались”.

В целях формирования начальных представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни и развития полноценного игрового общения мною было составлено перспективное планирование, состоящее из 9 игровых обучающих ситуаций-проблем на учебный год для детей 5-6 лет (из расчета 1 игровая ситуация в месяц), на основе программы Авдеевой Н.Н “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, методических пособий Кареповой Т.Г. “Формирование здорового образа жизни у дошкольников”, Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. “Школа здорового человека”.

Перспективное планирование

Тема беседы Программное содержание Срок проведения
1 Знакомство 1. Познакомить детей с понятиями “традиция” и “здоровье”.

2. Способствовать овладению детьми в конкретных речевых ситуациях нормами речи.

3. Воспитывать потребность быть здоровым.

Сентябрь
2 Красивая осанка 1. Показать, как важна для человека красивая осанка.

2. Активизировать словарь детей.

3.Воспитывать желание выполнять физические упражнения осознанно, понимая их значимость для здоровья.

Октябрь
3 Настроение 1. Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья.

2. Развивать  умение рассуждать.

3. Воспитывать чувство гордости за свой здоровый организм.

Ноябрь
4 Витамины укрепляют организм 1. Закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

2. Побуждать детей к собственной речевой активности.

3. Воспитывать у детей потребность правильно питаться.

Декабрь
5 Соблюдай режим дня 1. Познакомить со значением режима дня в жизни человека.

2. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.

3. Воспитывать потребность соблюдать режим дня.

Январь
6 Скажи “нет” вредным привычкам 1. Дать знания детям о вредных привычках, отрицательно влияющие на здоровье.

2. Формировать навыки эффективного общения.

3. Воспитать чувство ответственности за свои поступки, за свое здоровье.

Февраль
7 Откуда берутся болезни 1. Способствовать расширению представлений о микробах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека.

2. Развивать  умение делать умозаключения.

3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботу о нем.

Март
8 Если хочешь быть здоров 1. Закрепить представление о значении для здоровья человека разных видов спорта.

2. Развивать навыки свободного общения между взрослым и детьми.

3. Воспитывать желание быть здоровым.

Апрель
9 Спорт-это здоровье 1. Дать представление об Олимпийских играх.

2. Учить обосновывать принятое решение.

3. Воспитывать желание заниматься физкультурой.

Май

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 144 с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : метод. пос. для воспитателей детского сада – 2-е изд., испр. и доп.–М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
  3. Ельцова, О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 192 с.
  4. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы - Волгоград: Учитель, 2011.-170 с.
  5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2010.-112 с.