Проказы матушки-зимы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Расширять и углублять представление детей о зимовке зверей, птиц. Медведь, барсук и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Оформление: компьютер, цветные круги, картины животных и птиц.

Ход образовательной деятельности

Подготовительная работа

Организационный момент

Зима идет,
Зима бредет.
Приходят холода,
На травке вдруг земной,
Появятся снега.

Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.

- Какое сейчас время года? (Какое время года нарисовано на картине?)

- С какого месяца начинается Новый год?

- Назовите последний месяц зимы?

- Назовите первый месяц зимы?

В народе этот месяц называют “студень”, “студеный”, от слова “стужа”.

Стужа, студеный – очень холодный

(Закрепить слова студеный, студень, стужа)

- Какими еще словами можно сказать о зиме?

Какая зима? (белоснежная, заснеженная, холодная, морозная, суровая. тихая)

Назовите признаки зимы? (Метель, вьюга, пурга, гололед, снегопады, иней, поземка, ночи длинные, дни короткие)

- Зима. На улице холодно. Дети одели теплую одежду. Кругом снег. Дети лепят снеговика.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос
Значит надо не зевать
Прыгать, бегать и играть

- Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?

Звери и птицы не боятся зимы. У зверей теплый мех, у птиц теплые перья. Также они согреваются за счет подкожного жира. Но в сильные морозы, когда нет корма, им бывает тяжело. Поэтому надо заботиться о животных, о птицах и подкармливать их

- Что их спасает от зимней стужи? (Звери сменили свои летние шубки на более теплые зимние, поменяли окраску)

- Чем питается зимой заяц, белка?

Чем питаются медведи, барсуки и ежи?

Спят в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.

Физкультминутка

- На зиму у нас остаются птицы?

- А как они называются? (зимующие)

- Назовите зимующих птиц?

А почему они не улетают в теплые страны, как другие? (Их кормят люди, и они сами находят еду – ягоды, семена)

Игра “Кто лишний?”

О чем и о ком говорили на этом занятии?

Какие птицы остаются зимовать, как проводят зиму дикие животные .

Вспомним зимние месяца еще раз. (декабрь, январь. февраль)

В декабре на улице холодно, стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу и настроение у детей и взрослых может быть такое (выставляется модель грустного лица)

- А как вы думаете почему?

(Зимой холодно, солнышко редко светит и не греет)

- И все же зимой бывает вот такое настроение (выставляется модель веселого лица)

- Какое это настроение?

- Когда зимой бывает весело?

(Катаемся на санках, играем в снежки, лепим снеговика, приходит праздник Новый год)

Игра “Что можно, что нельзя” (зеленый и красный круг)

Купаемся в реке.
Катаемся на санках
Собираем ягоды
Одеваем варежки
Катаемся на самокате
Лепим снеговика