Устный фольклор в развитии детей 3-го года жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: “Доброе утро!”

“Доброе утро”… Ранний период жизни ребёнка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, приходишь к выводу: формирование “умных” эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется. Ее необходимо развивать.

Цель работы: развитие эмоциональной сферы детей посредством произведений народного фольклора.

Пути реализации:

  • подбор теоретического и методического материала;
  • создание соответствующей развивающей среды;
  • разработка перспективного, календарного планов, циклограммы деятельности воспитателя и детей по использованию произведений народного фольклора.

Направления использования форм фольклора:

  • в адаптационный период;
  • формирование навыков самообслуживания и гигиены;
  • воспитание культуры поведения, этических представлений и чувств.

Особую значимость приобретает фольклор первые дни жизни малыша в детском саду. Так как в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Грамотно подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает устанавливать контакт с ребёнком, симпатию к пока малознакомому человеку – воспитателю. В адаптационный период используются различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Ванечка.

Во время “тяжёлого” расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на яркую игрушку (кошку, петушка, собаку), сопровождая её движения чтением потешки, например:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щёлкова бородушка
Что ты рано встаёшь?
Даше спать не даёшь.

Или:

Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись,
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет.

Или:

Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка.
Зубки острые,
Шёрстка пёстрая…

В этом возрасте активно дети не разговаривают, но они понимают, что им говорят, и повторяют за взрослым.

С помощью народных песенок, потешек воспитывается у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, одеванию, приёму пищи, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели
Чтоб смеялся роток…

При причёсывании:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса
Расти, косынка до пят,
Все волосинки в ряд…
Во время приёма пищи:
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При одевании на прогулку:

Вот они сапожки
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки…

При укладывании спать:

Баю-бай, баю-бай, ты собаченька не лай
Белолапа, не скули, нашу Таню не буди.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Они начинают вводить народные потешки, в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.

Малые формы фольклора используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, процесс умывания сопровождается словами: “Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Антошке”.

Знакомство с народными сказками происходит как на занятиях, так и вне их. В течение дня ребята слышали малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, считалки.

Особое внимание уделяется воспитанию у детей привычки здороваться. Здесь очень важную роль играет пример родителей и воспитателей.

При чтении стихотворения А. Барто “Вовка – добрая душа” о мальчике, который со всеми здоровался, объяснила значение слова “здравствуйте”. Дети поняли, что “здравствуйте” – это пожелание доброго здоровья на целый день.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Произведённая работа позволяет сделать вывод, что важным помощником в воспитании детей являются произведения устного народного творчества. Простата малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

Знакомство с произведением устного народного творчества обогатило чувства детей, их речь, сформировало отношение к окружающему миру, сыграло неоценимую роль во всестороннем развитии.