Урок географии по теме "Климат Северной Америки"

Разделы: География


Технология коммуникативно-диалоговой деятельности позволяет творчески подходить к организации учебного процесса, учит учащихся владению приёмами эвристической беседы, умению вести дискуссию с классом и создавать условия для возникновения дискуссии между школьниками. При использовании этой технологии учащиеся свободно владеют предметной речью, ведут диалог, выступают публично. Обсуждение проблем строим с учащимися на основе конкретных жизненных фактов, которые требуют конкретных жизненных решений.

При этом  учебную деятельность с учащимися можно строить с использованием учебно-игровых ситуаций.  Идея заключается в том, что данная технология дает возможность проявиться ребенку в различных сферах деятельности, в будущем определиться в социуме. Для развития интереса и любознательности  разрабатываются и проводятся уроки нестандартного типа, успешно используются активные формы работы.

Основные  положительные аспекты, которые дает эта технология:

  • предмет география становится авторитетным для учащихся;
  • учатся с увлечением;
  • работают в полную силу;
  • появляется сотрудничество, сотворчество учителя и детей.

В качестве примера рассмотрим урок, основной учебной целью которого является определение особенностей климата Северной Америки. Для реализации данной цели на уроке необходимо решить следующие задачи:

  • конкретизировать понятие климат;
  • определить  климатообразующие факторы, влияющие на климат Северной Америки;
  • развивать логическое мышление и речь учащихся;
  • закрепить умения работы с картами атласа. 

Коммуникативно-диалоговая деятельность реализуется в рассмотрении версий (утверждений) по теме "Климат Северной Америки". На уроке проверятся 11 версий, среди этих версий есть правильные и неправильные. Задача учеников  доказать их или опровергнуть. Для работы используются карты атласа, учебник §53. Наглядность обеспечивает презентация. В конце урока учащиеся определяют номера версий, которые соответствуют данным климатообразующим факторам:

  • положение в климатических поясах
  • положение относительно северного тропика и северного полярного круга
  • изрезанность берегов 
  • рельеф
  •  океанические течения
  • Оборудование: физическая карта мира, географический атлас 7 класса, учебник географии 7 класс, презентация, раздаточный материал, рабочие тетради.

    ХОД УРОКА

    1. Повторение

    «Нет истины, кроме научной, вне науки нельзя не злоупотребляя, употреблять слово истина» (Презентация, сдайд 1)

    – Как вы понимаете слово истина? (Правда, закон, правильное утверждение).
    – В словаре Ожегова дано следующее определение истины: «То, что существует в действительности, отражает действительность, утверждение суждение, проверенное практикой, опытом, наукой».
    – Какие истины про Северную Америку вы узнали на прошлом уроке? (Повторить географическое положение Северной Америки). (слайд 2)
    – Какие истины про южные материки вы знаете? (Повторить знания про южные материки)
    – Как можно проверить истину "Климат – это многолетний режим погоды?" (слайд 3)

    2. Тема урока

    – Про климат этого материка можно сказать: «На материке Северная Америка сформировались все типы климата южных материков, кроме экваториального».
    – Это истина или версия?
    – Что такое версия? (Утверждение требующие доказательства)
    – Как можно проверить эту версию?
    – Сегодня на уроке мы проверим 11 версий. среди этих версий есть правильные и неправильные. Ваша задача доказать их или опровергнуть. Для работы нам потребуется карты атласа, учебник §53

    3. Работа с версиями

    – Ответ начинаем словами: «Эта версия верна» или «Эта версия не верна»:

    1) Разнообразие климата Северной Америки связано положением в климатических поясах (Слайд 4)
    2) Протяженность Северной Америки с запада на восток оказывает влияние на климат (Слайд5).
    3) На территории за северным полярным кругом в Северной Америке климат такой же суровый, как и в Антарктиде за южным полярным кругом (Слайд 6)
    4) Гудзонов залив – это мешок со льдом, по образному выражению моряков (Слайд 7)
    5) Гудзонов и Мексиканский заливы оказывают существенное, но разное влияние на климат материка (Слайд 8).
    6) В Северной Америке нередко возникают мощные атмосферные вихри – торнадо (Слайд 9).
    7) На всем побережье Тихого океана в Северной Америке выпадает большое количество осадков (Слайл 10).
    8) Климаты полуострова Калифорния и полуострова Флорида схожи, так как они находятся в тропическом поясе (Слайды 11, 12 ).
    9) В Северной Америке преобладает климат. где холодная зима и снег, сравнительно теплое лето и дождь (Слайд 13).
    10) В Северной Америке есть морской климат умеренного пояса (Слайд 14).
    11) Дождливая погода на берегу Панамского канала стоит зимой (Слайд 15).

    4. Закрепление

    – Данные версии, которые мы доказали утверждены не нами а природой. Что же влияет на климат Северной Америки? (Работа в тетради). Определите номера версий, которые соответствуют данным климатообразующим факторам:

    • положение в климатических поясах (1, 4, 9, 11);
    • положение относительно северного тропика и северного полярного круга (3);
    • изрезанность берегов (5);
    • рельеф (6,2);
    • океанические течения (7,8,9);

    5. Домашнее задание: §53, описать климатограммы на стр. 212.