Интегрированное занятие "Индийская сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

  • развивать у детей стремление к познанию, умение сравнивать, анализировать, обобщать
  • формировать представление о культуре Индии
  • познакомить с яркими представителями фауны Индии: слон, тигр, павлин, кобра и другие
  • обогатить словарный запас дошкольников
  • развивать умение управлять своим телом, координацию движений
  • формировать навык расслабления и концентрацию внимания
  • укреплять мышечный корсет
  • развивать гибкость и пластику тела
  • воспитывать осмысленное отношение к собственному здоровью

Предварительная работа:

  • Чтение произведений Р. Киплинга: «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави».
  • Просмотр мультипликационных фильмов: «Слоненок», «Почему у носорога шкура в складках», «Битва», «Ракша».
  • Презентация видеопроекта:  «Экскурсия по Индии».
  • Знакомство с национальными индийскими костюмами.
  • Совместная работа воспитателя с семьей: конкурс-выставка работ:  «Чудесные традиции Индии». («Укрась священную корову», «Новогодний оберег из риса», «Самое модное сари» и т.д.).
  •  Создание коллажа, как итога накопления знаний в ходе «Недели Индии».
  • «Что в имени твоем», занятие о самых интересных и необычных именах индийцев.
  •  Дети посещали   студию «Йожики» 3 месяца.

Инвентарь: коллаж «Эта удивительная Индия», кукла в национальном индийском костюме, контурное изображение животных, кувшин с индийским орнаментом, грим для бинди, коврики для занятий йогой, ремни, памятные медали с изображением животных индийской фауны, национальные индийские костюмы для взрослых, фрагменты национальных индийских костюмов для детей, музыка для релаксации.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входит в зал.
Воспитатель обращается к гостям: Я приветствую вас в том месте где встречаются, наши сердца, намастэ.
Дети здороваются с гостями: Намастэ.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по сказочно-красивой, очень древней стране, в которой вечно царит лето – Индии. Что вы можете мне рассказать об Индии? Что интересного вы узнали? Вспомните, какие праздники больше всего любит индийский народ? (Ответы детей).

– Правильно, любимый праздник, это Холи, праздник сбора урожая. Это самый яркий и веселый праздник, потому, что в этот день люди обсыпают себя и других разноцветными красками. Украшают своих слонов и коров. А зачем же украшать коров? (Ответы детей).

– Да, ребята, потому что в Индии корова считается священным животным. Люди с уважением относятся к ним, считая их своими кормильцами. В Индии корову нельзя обижать даже словом, и наказание за это может быть очень суровым.

– А кто помнит любимый праздник индийских детей? (Ответы детей). Пенгал, молодцы! А почему? (ответы детей). Четыре дня можно делать, что угодно и ругать их ни кто не будет. Вот бы нам такой праздник, согласны?

– Ребята, а что вам запомнилось из достопримечательностей Индии? (Храм Тадж-Махал, он был построен очень богатым купцом в честь любви к своей красавице жене, и строил он этот храм 22 года, и главное украшение 22 купола.  Очень красив храм Лотоса, он построен в виде цветка лотоса)

– Ребята, а как называется платье индийской женщины? (Ответы детей). Правильно, сари. Сари стараются сшить из ткани яркого цвета и украшают его различными способами: лентами, бусинами, вышивкой, цветами.
Индийские дети, так же как и вы, очень любят играть. Я предлагаю вам, поиграть в веселую игру, «Поймай дракона за хвост» (Ребята становятся в колонну, друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящему. Первый, водящий игрок – голова дракона, последний в колонне ребенок – хвост дракона. Голова пытается поймать хвост.)

–  Отлично поиграли.

–  А сегодня мы отправимся в индийские джунгли, и повстречаемся с самыми яркими представителями животного мира. А кто они вы узнаете сами. Внимание на экран. (Игра – «Трафареты».  Контурное изображение животных: индийский слон, тигр, обезьяна, кобра, азиатский лев, носорог, пантера, антилопа). В джунглях обитает много животных, но все они тут перепутались, я не могу никого узнать, помогите мне. Кого вы узнали? (Ответы детей).

– Народ Индии заботится,  охраняет, поклоняется своим животным, и стремятся быть такими же сильными, гибкими, ловкими, терпеливыми. Для того чтобы быть такими, индусы занимаются йогой. Ребята, а вы хотите побывать в Индии и стать йогами? (Ответ детей). Закроем глаза и произнесем волшебное заклинание:

Инди-минди, хинди-чпок,
Появись пред нами йог!

Звучит индийская музыка, и из-за кувшина-декорации появляется Йог.

Йог:  Намастэ, уважаемые дети! Намастэ, дорогие гости! Я слышала, ваше желание  стать сильными, гибкими, ловкими. И с удовольствием посвящу в йогов! За ваше стремление,  я награжу вас одним из главных украшений индусов – бинди.

Звучит музыка, происходит обряд посвящения (йог рисует бинди каждому ребенку), во время которого происходит беседа между детьми и педагогом.

– Ребята, а вы знаете, что это за украшение, бинди? (Ответы детей). Правильно это небольшая точка на теле. Ее рисуют. Это может быть украшение из драгоценных металлов, наподобие маленькой брошки. Я вам рисую бинди синего цвета, а у меня красного. Вы знаете почему? (Ответы детей). Правильно, у взрослых женщин это украшение красного цвета, а у ребят синего.
– А теперь, мои друзья, мы приготовимся к занятию. Главным нашим  помощником станет коврик для занятий йогов.

Дети берут коврики и расстилают, садятся в Сукхасану (удобную позу).

Дыхательные упражнения и асаны, используемые в занятия даны в Приложении 1.

Йог: Дорогие ребята, я хочу вам рассказать сказку. Про одну  кошечку. Ее звали старинным индийским именем… каким? (Предложить детям  дать имя кошечке, например Ранни)

1. Жила была кошечка. И звали ее Ранни.  Однажды проснулась она от того, что солнечные лучики стали припекать ей шерстку. Воздух был чист и свеж. И ей захотелось вдохнуть его  (дыхательные упражнения).

2. Кошечка вышла из своего дома, и обрадовалась. «Какая ясная погода и яркое солнце». Она решила поприветствовать солнышко (Выполняется комплекс «Сурья Намаскар» – «Приветствие солнцу»).

3. Отправилась кошечка в путешествие, и вдруг... увидела, как в траве кто то ползет. Это была кобра. Кобра раскрыла свой капюшон, чтобы поздороваться с кошечкой («Кобра», Бхуджангасана).

4. Вступила кошечка в траву, и спугнула кузнечиков, которые весело  отпрыгнули от нее («Кузнечик», Шалабхасана).

5. Весело стало кошечке, и она отправилась дальше. На ее пути протекала широкая река Ганг. И она увидела своих старых друзей. Красивых и величавых птиц – Лебедей («Лебедь», вариация Шалабхасаны, с разведенными в сторону руками.)

6. Очень захотелось кошечке поздороваться с лебедями. Она решила сесть в лодку и поплыть к ним («Лодка», Навасана )

7. Прыгнула кошечка в лодку, но промахнулась и оказалась в воде. Рассердилась кошечка. Но потом передумала, потому что уж очень у нее было хорошее настроение («Кошечка», Бидаласана).

8. Пока кошечка плыла в лодке, она видела как рыбаки вытаскивали сети с рыбой (упражнение с ремнями).

9. Рыбаки поймали много рыбы. А кошечка очень любила лакомиться рыбкой. И рыбаки угостили  ее («Рыба», Матсьясана).

10. Вдруг в воздухе раздался громкий рык. Царь зверей – лев, вышел на охоту («Лев», Симхасана ).

11. Испугалась кошечка и побежала куда глаза глядят. Бежала, бежала и встретила… Сделать позу раньше, чем назвать ее, предложить детям догадаться самим («Корова», Гомукхасана ).

12. Пожелала кошечка хорошего дня корове, и отправилась дальше. Вдруг она услышала странное шипение. Это коварная змея ползла в траве, искала свою норку. (Скручивание).

13. Кошечка была очень смелая, но встрече со змеей была не рада и очень быстро забралась на дерево. («Поза дерева», Врикшасана).

14. А на дереве жила старая знакомая кошечки – обезьянка. Она очень любила танцевать. Она была просто, королева танцев («Король танцев», Натараджасана ).

15. Сидя на дереве, кошечка оказалась ближе к небу. Она подняла глаза и увидела орла, высоко парящего под облаками. Орел подлетел к кошечке, чтобы поздороваться («Поза орла», Гарудасана).

16. Кошечка рассказала орлу о своих приключениях. Орел похвалил ее и сказал: «У тебя сегодня был очень хороший день, наверное ты устала?». «Да», ответила кошечка. «Мне надо отдохнуть». Кошечка легла на травку, закрыла глаза и подумала: «Как же хорошо на свете жить» (Дети ложатся на спину, и отдыхают под спокойную музыку.)

Йог: Вы действительно настоящие йоги. Мне было очень приятно заниматься с вами. Я внимательно смотрела на вас и хочу вас всех похвалить и наградить.

Каждому ребенку наклеить на футболки самоклеющиеся значки. «Сильный, как  индийский слон»; «смелый, как азиатский лев»; «стремительный, как бенгальский тигр»; «настойчивый, как индийский носорог»; «стойкий, как красный волк»; «изворотливая, как бенгальская лиса»; «изящная, как индийская пантера»; «быстрая, как королевская кобра»; «грациозная, как индийская антилопа»; «маневренная, как мандаринка».)

Йог, дети, воспитатель прощаются с гостями и уходят.