Урок биологии по теме "Лишайники". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели урока: создать условия для формирования изучения особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни человека.

Предметных: Метапредметных: Личностных:
1. Связанных с формированием общенаучных знаний:

- создать условия для развития способностей связывать строение лишайника со средой обитания.

2. Связанные с формированием общепредметных знаний:

- создать условия для формирования понятия “лишайник – симбиотический организм”;

- развить способности описывать строение лишайников;

- закрепить умения различать на таблицах и рисунках формы и типы лишайников

3. Связанные с формированием опыта деятельности:

- дать возможность учащимся использовать знания о лишайниках для решения природоохранных задач.

- создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

- развивать речь учащихся через организацию работы с учебником и представлении результатов своей деятельности;

- продолжать через разрешение природоохранных задач создавать условия для развития логического мышления;

- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

- отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме.

Создание условий для:

А) конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

Б) развития; познавательного интереса к предмету;

В) развития чувства прекрасного через художественную литературу;.

Г) воспитания бережного отношения к природе;

Д) безопасной здоровьесберегающей среды через применение физкультминутки.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Отдел лишайники.

  • Строение лишайников.
  • Многообразие лишайников.
  • Размножение лишайников
  • Значение и распространение.

3. Актуализация полученных знаний.

4. Домашнее задание: , вопросы к §; творческое задание. (Кроссворд)

Ход урока

1. Орг момент

Учитель: Грибы – организмы, которые несут в себе признаки растений и животных. Но сегодня мы с Вами познакомимся с еще одной необычной группой живых организмов. Их называли: “хаос природы”, “убогая нищета растительности”, “пионеры – природы”…  А великий русский ученый К.А. Тимирязев называя эти организмы “растения – сфинксы”, писал о них: "...Не может ли реальная действительность порой оправдать фантазию поэтов и художников, не найдется ли в каком-нибудь забытом уголке природы чудовищных, сложных существ, представляющих такое сочетание или агломерат двух совершенно разнородных организмов, каковы эти мифологические полугады, полуптицы, полулюди, полузвери? Натуралисту, на первый взгляд, такой вопрос должен показаться чем-то невозможным, просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда несколько лет тому назад такое загадочное существо, подобно сфинксу, представляющее полное слияние совершенно разнородных и самостоятельных организмов, относящихся к двум различным классам, нашлось в природе, – когда оказалось, что мы все его давно знаем, что оно встречается решительно на каждом шагу". 

О каком живом организме пишет К.А. Тимирязев?

2. Изучение нового материала

Учитель: Эти необычные организмы называются лишайники. В чем Вы видите особенность этих организмов? 

Ученики знакомятся с раздаточным материалом по теме “Лишайники” и отвечают на поставленный вопрос  (маленькие размеры, разный окрас, нет четкого деления на органы, разные по форме и строению).

Учитель: Какую цель мы поставим с Вами при изучении данных организмов?

Ученики формулируют цель урока: систематизировать знания о лишайниках, выяснить роль лишайников в биоценозе и практическое использование человеком. 

Учитель: Каково же строение лишайника? Прочитайте в учебнике “Внутреннее строение лишайника”. Дайте ответ на вопрос.

Ученики читают текст учебника “Внутреннее строение лишайника”, отвечают на поставленный вопрос при помощи рисунка на доске.

Ученики делают краткие записи по ходу урока.

Учитель Лишайников насчитывается 26 тысяч видов: Окраска редко ярко-зелёная чаще зеленовато-серая, коричневая, желтоватая, оранжевая и красноватая. Окраска зависит от “лишайникового пигмента”,расположенного под “корой” в теле лишайника.

Лишайники — это своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых образовано двумя организмами – грибом (микобионт) и водорослью или цианобактерией (фикобионт), находящимися в симбиозе. (Ученики записывают определение в тетрадь)
Каковы особенности питания лишайников в связи с их строением?

Найдите в учебнике ответ на вопрос: Почему соотношение гриба и цианобактерии в слоевище лишайника можно назвать симбиозом?

Симбиоз – распространенное явление в природе. Понятие о симбиозе было сформулировано во второй половине прошлого столетия немецким ученым Г.А. де Бари. Особенно симбиозом заинтересовались после работ А.С. Фаминцына по лишайникам. Им было установлено, что лишайник представляет собой сожительство (симбиоз) двух организмов – гриба и водоросли.

Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зеленых растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества. Таким образом, лишайники представляют собой автогетеротрофные организмы.

– Приведите доказательства того, что лишайник – единый организм, а не временное сожительство двух случайных компонентов живой природы?

Лишайнику как целому присущи новые биологические качества, не свойственные его компонентам вне симбиоза. Благодаря этому лишайники обитают там, где не могут жить ни водоросли, ни грибы в отдельности. Физиология гриба и водоросли в слоевище лишайника также во многом отличается от физиологии свободноживущих грибов и водорослей.

Различают три основных типа слоевища лишайников. Давайте с вами заполним схему “Типы слоевищ” в рабочей тетради.

Я буду читать определение, а вы должны найти к нему название и примеры на рис учебника:

1) похожи на кору дерева. Они растут на поверхности почвы, горных пород, на коре деревьев и кустарников, плотно срастаясь с субстратом и не отделяется от него без значительных повреждений – накипные или корковые, ксантория настенная.

2) более высокоорганизованные лишайники, слоевище в форме пластинок, распростертых по субстрату и срастающихся с ним посредством пучков гиф. На субстрате имеют вид чешуек, розеток или обычно разрезанных на лопасти крупных пластинок – листоватые, пармелия, гипогимния.

3) наиболее сложно организованное слоевище, имеющее форму столбиков или лент, обычно разветвленных и срастающихся с субстратом только основанием. Вертикальный рост слоевища позволяет ему лучше использовать солнечный свет для фотосинтеза – кустистые, ягель, цетрария, уснея, кладония.

Физминутка.

История науки о лишайниках (лихенологии) насчитывает около  150 лет. Ее основоположником считается шведский ученый А.Э.Ахариус. а русский ученый А.Н. Бекетов предложил в 1860 году термин “лишайник” для обозначения этих организмов. Однако как особые организмы лишайники были известны задолго до этого. Теофраст дал описание двух лишайников уснея и рочелла, которые тогда использовали для получения красящих веществ. До открытия симбиотической природы лишайников их относили к мхам или водорослям.   Выяснение их симбиотической сущности Симоном Швенденером в 1867 г. было воспринято современниками как одно из удивительнейших открытий. В том же году русские ботаники А. С. Фаминцин и О.В. Баранецкий обнаружили, что зеленые клетки в лишайнике — не что иное, как одноклеточные водоросли.

Каким образом происходит размножение лишайников?

Лишайники размножается вегетативным, бесполым и половым путем. Лишайники размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, во множестве появляющихся внутри их тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.  Половым путем размножаются грибы, входящие в состав лишайников, а именно аскомицеты. Формируются споры для размножения лишайникового гриба. 

Найдите в учебнике ответ на вопросы: Где встречаются лишайники? Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

“Выступит ли где из вод океана подводный утёс, — писал Климент Тимирязев, — оторвётся ли обломок скалы, обнажив свежий излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, — всегда, везде на голой, бесплодной поверхности первым появляется лишайник... Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли и только по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни”. Лишайники  находили  в Антарктиде на 86-м градусе южной широты и на раскалённых камнях пустынь (в опытах они переносили 200-градусную жару). Они живут на таких малопригодных для жизни предметах, как застывшая вулканическая лава, кирпичи, бронзовые памятники, старинные пушки, фарфор, стекло. 

Растут все лишайники необычайно медленно. А медленнее всего — накипные лишайники. Например, альпийский лишайник умбиликария цилиндрическая за 200 лет вырастает всего на миллиметр(!), а пельтигера рыжеватая – на 25-27 мм.  Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. Чтобы узнать возраст лишайника, надо измерить скорость его роста и размер, а затем подсчитать их соотношение. Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет.  В Арктике были найдены экземпляры лишайника ризокарпона географического, возраст которых — 4, 5 тыс. лет. . Пожалуй, лишайники могут поспорить в долголетии с секвойей гигантской и сосной долговечной, у которых возраст самых старых особей — “всего” 3-5 тыс. лет.

Среди лишайников различают группы видов, растущих на почве, деревьях, скалах и т.д. Внутри них можно выделить еще более мелкие группы: обитающие на известковых или каменистых горных породах, на коре деревьев, обнаженной древесине, на листьях (у вечнозеленых растениях) и др. На обрабатываемых землях лишайники не встречаются из – за своего очень медленного роста (1–3 мм в год), который объясняется медленным накоплением органических веществ. Они очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов (индикаторы).

На столе: духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал.

Внимание?! Почему все эти вещества находятся вместе??

Эти вещества изготавливают из лишайников.

Каково значение лишайников в природе и в жизни человека?

Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения. По ходу изучения этого вопроса заполняют таблицу. 

В природе: Для человека:
   
   
   
   
   
   
   

Учитель Предложите меры по охране лишайников (регулируемый выпас оленей; упорядоченное передвижение транспорта.)

Обратите внимание на микрорайон города, где Вы живете, встречаются ли там лишайники? Какой можно сделать вывод о чистоте воздуха в городе? 

3. Закрепление полученных знаний.

Закончить наш урок я хотела, чтобы вы послушали стихотворение Ю. Лциника.

Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне – между мхами – причуды кладоний.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник – как рюмочка, рядом – как гравистый лед.
А наросты центрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук – вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал.

4. Домашнее задание: параграф, ответить на вопросы.

Творческое: составить кроссворд по данной теме или приготовить презентацию.

Литература 

  1. Н.Ю. Захарова “Уроки биологии. 7 класс” – М: “Экзамен”, 2008.
  2. Высоцкая М.В. “Биология. 7 класс” - Волгоград, “Учитель”.
  3. “Растения 6-7” / Серебрякова Т.И. и др./ - М: Просвещение, 1994.
  4. Сонин Н.И. “ Биология: Многообразие живых организмов” – М: Дрофа, 2001.
  5. Игошин Г.П. “Уроки биологии в 7 классе”.
  6. Учебник “Биология” 6 класс И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. 1999 г.
  7. Научно-методический журнал “Биология в школе”. 1998 г.
  8. “Книга для чтения по ботанике”. Составитель Д.И. Трайтак.
  9. “Биология”. Приложение к газете “Первое сентября”. 2000 г.
  10. В.Рохлов А.Теремов, Р.Петросова Занимательная ботаника. 1998 г.

Приложение 1

Приложение 2