Разработка урока биологии по теме "Иммунитет"

Разделы: Биология


Цели урока: сформировать у учащихся понятия иммунитет, вакцина, лечебная сыворотка, аллергия.

Задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся с защитными свойствами организма, видами иммунитета, способами защиты от различных инфекционных заболеваний.

Развивающие: развитие умения обобщать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы.

Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков.

Оборудование: таблица “Кровь”, портреты И. И. Мечникова, Луи Пастера, Э. Дженнера, учебник для 8-го класса под редакцией Сонина Н. И.

Ход урока

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Проверка домашнего задания. (5 минут)

3. Изучение нового материала. (30 минут)

4. Закрепление изученного материала. (5 минут)

5. Подведение итогов урока. (2 минуты)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Ход урока

Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.
  • Подготовка класса к работе.
  • Наличие учащихся.

Проверка знаний учащихся (5 минут)

Вопросы для проверки знаний учащихся на базовом уровне (с выбором одного правильного ответа)

1. Плазма крови составляет:

а) 30% в) 75%

б) 55-60% г) 10%

2. Верхний слой отстоявшейся крови состоит из:

а) тканевой жидкости в) форменных элементов

б) плазмы г) плазмы и форменных элементов

2. По форме эритроциты человека являются:

а) мелкими круглыми клетками; в) двояковогнутыми дисками

б) большими клетками разной формы; г) овально-вогнутыми клетками

4. Продолжительность жизни эритроцитов составляет:

а) около 4 суток; в) несколько лет;

б) 2 суток; г) 120 дней

5. Функции лейкоцитов крови:

а) транспорт газов; в) участие в свертывании крови;

б) участие в фагоцитозе; г) участвуют в транспортировке кислорода

6. Кровь от массы тела человека составляет почти:

а) 12% в) 4%

б) 7% г) 20%

7. Сыворотка крови – это:

а) плазма крови без фибриногена; в) форменные элементы крови;

б) плазма крови; г) плазма крови с форменными элементами

8. Форменные элементы крови образуются в:

а) красном костном мозгу; в) печени и селезенке;

б) желтом костном мозгу; г) в желтом и красном костном мозгу

9. Кровь – это ткань:

а) соединительная; в) мышечная;

б) эпителиальная; г) жировая

10. Фибриноген – это:

а) белок плазмы крови; в) гормон надпочечников;

б) фермент слюны г) форменный элемент крови

Вопросы для проверки знаний учащихся на повышенном уровне

1. Каким клеткам – эритроцитам или лейкоцитам – соответствуют приведенные в таблице данные? Обозначьте свой ответ знаком “+”.

Данные о клетке крови Эритроциты Лейкоциты
В 1 мм3 крови 6-8 тыс. клеток

Живут 120 дней

Диаметр 7,5 мкм

Живут 8-10 дней

Диаметр 2-14 мкм

Ежедневно разрушаются

В 1 мм3 крови 4,5 – 5 млн. клеток

Имеют ядро

Безъядерные

Форма двояковогнутого диска

Неправильная форма

   

2. Выберите из перечня функций те, которые отвечают указанным в таблице компонентам внутренней среды, и впишите в таблицу соответствующие им буквы.

Компоненты внутренней среды

Функции
  1. Эритроциты
  2. Лейкоциты
  3. Тромбоциты
  4. Плазма
  5. Лимфа
  6. Тканевая жидкость
 

Функции:

А. Свертывание крови.

Б. Перенос лимфоцитов, защитная.

В. Фагоцитоз.

Г. Транспорт кислорода.

Д. Поддержание постоянства внутренней среды организма

Е. Связь между клетками, транспорт веществ

3. Заполните таблицу, выбрав соответствующие характеристики клеток крови и обозначив их в таблице знаком “+”.

Характеристики Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Безъядерные клетки

Имеют ядро

Наличие гемоглобина

Образуются в красном костном мозгу

Образуются в селезенке

В 1 мм3 крови 4,5 – 5 млн.

В 1 мм3 крови 6-8 тыс.

В 1 мм3 крови 300-400 тыс.

     

Вопросы для проверки знаний учащихся на высоком уровне

1. Почему в легких кровь приобретает алый цвет?

2. Какие особенности эритроцитов обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение гемоглобина кислородом?

3. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций лейкоцитов?

4. Докажите, что воспаление – это защитная реакция организма.

Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели, задач урока.

Ответьте на вопрос: почему с наступлением холодов одни люди успевают несколько раз переболеть простудными заболеваниями, а другие не вспоминают о них годами?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с защитными свойствами нашего организма, узнаете о способах защиты от различных инфекционных заболеваний.

Изучение нового материала (30 минут): Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами – бактериями, вирусами. Они встречаются повсюду – в воде, почве, воздухе и т.д. Но человек при этом не обязательно заболевает. Каким же образом организм человека защищается?

Первыми на пути микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для микроорганизмов вредных для здоровья. Если же патогенный микроорганизм проникает в организм, то в борьбу вступают другие “защитные силы” - фагоцитоз. (Вспомните, что такое фагоцитоз? Кто его открыл?). Однако решающую роль в борьбе с инфекциями играют особые вещества – антитела.

Антитела – это белковые соединения, синтезирующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ и микроорганизмов.

Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител.

В организме человека вырабатывается особый вид лейкоцитов – лимфоциты.

Естественная защита от патогенных микроорганизмов:

  1. Кожа и слизистые оболочки.
  2. Фагоцитоз.
  3. Антитела.

Иммунитет – способность организма распознавать и обезвреживать чужеродные вещества или живые клетки и организмы.

Термин “иммунитет” происходит от лат. immunitas – избавление, освобождение от чего-либо (в Древнем Риме это слово означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы).

Иммунитет бывает нескольких видов. (учащимся предлагается самостоятельно изучить материал учебника на стр. 122 и выполнить задания.

Задания базового уровня: составить схему.

Задания повышенного уровня: составить таблицу.

Вид иммунитета Способ приобретения Продолжительность действия
     

Задания высокого уровня: используя дополнительный материал, подготовьте сообщение о работах Э. Дженнера и Л. Пастера, заболевании СПИДом.

После завершения работы проверяется правильность выполнения задания.

Вид иммунитета Способ приобретения Продолжительность действия
Естественный врожденный

Естественный приобретенный

Искусственный активный

Искусственный пассивный

Передается детям от матери по наследству

Вырабатывается в результате перенесенного заболевания

Вырабатывается в результате введения вакцины

Вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки

В течение жизни

В течение жизни

а) краткосрочный (грипп)

б) долгосрочный (дифтерия)

на период болезни

Вакцина – это убитые или ослабленные микроорганизмы.

Лечебная сыворотка – сыворотка крови, содержащая антитела к возбудителям инфекционных заболеваний.

В течение многих веков от таких болезней, как чума, холера, черная оспа, люди гибли десятками тысяч. Они не знали, как спастись от массовых заразных заболеваний – эпидемий. Казалось невозможным остановить распространение эпидемий, которые быстро охватывали большие территории, перебрасывались из страны в страну.

Сообщение учащегося об открытии вакцины Э. Дженнером

В 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней – натуральной оспы. При натуральной оспе кожа покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. В то время оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда оставались рябыми, а нередко и слепыми. Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею повторно – становиться к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доярки на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные – это так называемая коровья оспа. Это навело Дженнера на предположение, что коровья оспа – легкая форма человеческой. При дойке больных коров в трещины кожи на руках доярок попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевшей. Вот почему доярки не восприимчивы к натуральной оспе. Но предположение надо было проверить на практике. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.

Сообщение учащегося о вкладе Луи Пастера

Сделать выдающееся открытие ученому помогла чистая случайность. Культуру возбудителя куриной холеры полагалось регулярно пересевать на свежий мясной бульон, в котором она охотно размножалась. Однажды Пастера отвлекли дела, и он забыл о ней на несколько недель, а обнаружив свою оплошность, полюбопытствовал: что произошло за это время с микробами? Выяснилось, что они потеряли способность убивать кур, но зато приобрели новое и очень ценное свойство: делали хохлаток невосприимчивыми к холере, подобно тому, как прививка коровьей оспы защищает людей от оспы натуральной. Так был найден популярный поныне способ предохранения от заразных заболеваний с помощью введения ослабленных возбудителей. Он оказался эффективным в борьбе со многими инфекциями и сыграл тем самым огромную роль.

Следует знать, что иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми можно болеть много раз, как например ангиной. Важно помнить, что потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)

Сообщение учащегося о СПИДе

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Симптомы заболевания:

  • Слабость.
  • Истощение организма.
  • Длительная температура.
  • Воспалительные процессы.

Пути заражения:

  • При переливании крови.
  • Через шприц.
  • Половой путь.
  • От матери новорожденному ребенку.

Профилактика СПИДа:

  • Исключение случайных половых связей.
  • Использование для инъекций одноразовых шприцов.

В связи с развитием научно-технического прогресса на человека оказывают влияние очень большое количество различных химических веществ, лекарственных препаратов и даже пищевых продуктов. Попадание некоторых этих веществ, в организм человека, может влиять на иммунитет, повышать чувствительность организма к ним в такой степени, что даже очень малые их количества могут вызывать сильные реакции. Состояние повышенной чувствительности называется аллергией.

Аллергия – повышенная чувствительность организма к действию некоторых веществ или факторов внешней среды (называемых аллергенами).

Признаки проявления аллергии:

  • Чихание.
  • Раздражение и отечность кожи.
  • Слезотечение.
  • Сильный насморк.

Закрепление изученного материала (5 минут)

Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений:

  1. Антитела – это чужеродные вещества, попадающие в организм человека.
  2. Т-лимфоциты сами находят бактерии и клетки, пораженные вирусами.
  3. Антитела выделяют эпителиальные клетки.
  4. Человек всегда заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий.
  5. Иммунитет делится на естественный и искусственный.
  6. Естественный иммунитет передается детям от родителей по наследству.
  7. Активный иммунитет вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки.
  8. Вакцина – это культура ослабленных микроорганизмов.
  9. Первую прививку от оспы сделал Э. Дженнер.
  10. Аллергия – это отсутствие иммунитета.

Подведение итогов урока (2 минуты)

Домашнее задание (1 минута).

Изучите текст учебника на стр.122 (учебник под редакцией Сонина Н.И., Сапина М.Р.).

Список используемой литературы

1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Человек” / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина,

А. Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1997.

3. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.

4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.

5. Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М..: Дрофа, 2004.

6. Федорова М.З., Воронина Г.А. Материалы курса “Наиболее сложные вопросы преподавания раздела “Человек и его здоровье”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2009.

7. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.