Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. "Изготовление хантыйской куклы Акань"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.
  • Развивать чувство национального самосознания.
  • Научить детей изготовлять хантыйскую куклу «акань», показать последовательность ее изготовления и приемы, объяс­нить, как подбирают цвета ткани.
  • Воспитывать у детей чувст­во прекрасного, трудолюбие.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Познакомить с правилами безопасной работы с иголкой.

Методы: игровой, практический, наглядный.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: лоскуток, шов, задний, передний.

Индивидуальная работа: Закрепить технику безопасности работы с ножницами с Кириллом, Лешей , Сашей.

Материал:

Демонстрационный: Кукла Акань, чум, иллюстрации кукол .

Раздаточный: лоскутки ткани, нитки, иголки, ножницы.

Предварительная работа:

  • Выставка изделий народного творчества народа Ханты.
  • Чтение хантыйских сказок.
  • Рассматривание иллюстраций декоративно – прикладного искусства народа Ханты.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

— Посмотрите, в этом домике живет кукла «акань». Она одна. Как вы думаете, не скучно ли ей? А если скучно, то что, по-вашему, надо сделать, чтобы ее развеселить? Пра­вильно, мы сделаем ей подружек.

Сегодня я расскажу вам о старин­ной хантыйской игрушке — кукле «акань». Такие куклы делали ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков.

«Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленево­дов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девоч­ке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрас­тая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как суще­ствовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.

Физминутка:

Мы играем целый день, целый день играть не лень.
Ты, смотри не отставай, все за нами повторяй.
Мы поднимаем руки вверх, сразу станем выше всех.
Наши куклы– малыши, даже очень хороши.
Низко наклоняются, звоном заливаются.
Мы играем целый день, целый день играть не лень

У каждого из вас в мешочке есть разные лоскутки тканей. Приготовьте все необходимое для работы. (Дети достают из мешочков лоскутки, нитки, иголки.)

Сейчас приступаем к изготовлению куклы.

Сверните лоскут белой ткани трубочкой, сложите трубочку пополам. Теперь будем накладывать цветные полоски друг на друга, чуть отступая от края предыдущей. Хорошо.

(Самостоятельная работа детей.)

А сейчас закрепим голову с помощью иголки с ниткой. Покажите друг другу, какие у ваших кукол получились головы.

Теперь приступим к шитью платья. Мы пока не будем укра­шать его полосками. Этому мы научимся позже, на других занятиях. Берем прямоугольный лоскуток, сшиваем задний шов платья. Теперь собираем горловину ниткой, надеваем платье на куклу и пришиваем. Вот теперь у вас получилась кукла «акань».

Послушайте стихотворение о кукле «акань».

Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,
Тоса яма вола, Хорошо себя веди,
Хураманг сухен  Красивое платье
Яма, яма тае. Аккуратно носи.

Кто может повторить?

(Два-три ребенка повторяют стихотворение.)

Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке.

Как вы думаете, что еще нужно сделать для наших кукол? Правильно, платок.

Согласно обычаю, хантыйские и мансий­ские женщины не ходили без платка.

(Под руководством воспитателя дети повязывают платок кукле.)

Девочки играли в «акань» не один день, иногда игра продол­жалась целую неделю.

Взрослые изготавливали девочкам для игр берестяные люльки и коробочки. Все они были сделаны аккуратно и красиво с орнаментом. Дети очень бережно относились к таким игруш­кам.

Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков.

Когда девочка становится постарше, она шьет для своей куклы платье, украшенное орнаментами, и даже национальный халат.

Хантыйские дети большую часть времени проводили на ули­це, и природа всегда помогала им фантазировать. В ветке дерева, в кусочке мха, в травинке ребенок видел какой-то предмет. Эти камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их.

Ханты, играя с детьми, использовали разные потешки и припевки. Например, такую:

Шовт, шовт, шоврие,      Зайка, зайка, зайчик,
Ертанг хатл вермал,        День дождливый настал,
Вотанг хатл вермал — День ветренный настал —
Хулта ханемалум?           Где я спрячусь?
Турн кута лунгэмалум,    В траве что-ли срячусь,
Варе кута лунгэмалум,    В тальнике что-ли спрячусь,
Шовт, шовт, шоврие?!    Зайка, зайка, зайчик?!

Итог: Куколка «акань» посмотри сколько для тебя подружек сделали ребята, теперь тебе не будет скучно, ты будешь играть и веселится.

Кукла хвалит и благодарит ребят.

Воспитатель: Вот, ребята сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу «акань». Вы покажите кукол своим родителям, и они порадуются и расскажите им стихотворение про свою куколку. Девочки поиграют своими куклами, а мальчики могут подарить младшим сестренкам, кукла им очень понравится.