Родительское собрание на тему "Агрессия школьников как социокультурное явление"

Разделы: Социальная педагогика


Обращение к проблеме агрессии и насилия среди школьников обусловлено тем, что современная школа является не только образовательным учреждением, но и местом, в котором ребёнок нередко получает травматический социальный опыт.

Агрессивное поведение - явление сложное. Проявление агрессии может быть весьма разнообразным. Исследователи различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая и инструментальная.

  • Целевая агрессия – заранее спланированный акт, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту.
  • Инструментальная агрессия – средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Агрессия различается:

по направленности:

  • Агрессия, направленная вовне;
  • Аутоагрессия (направленная против себя).

по цели:

  • Инструментальная агрессия – как средство;
  • Враждебная агрессия – как самоцель.

по форме выражения:

  • Физическая агрессия;
  • Вербальная агрессия.

по степени выраженности:

  • Прямая агрессия;
  • Косвенная агрессия.

по наличию инициативы:

  • Инициативная агрессия;
  • Оборонительная агрессия.

Выделяют несколько типов агрессии:

Деструктивная (злость, ярость, задиристость, желание отомстить) может быть защитной реакцией, способной причинить ущерб самой личности и другим объектам и субъектам. Деструктивная агрессия активизируется в результате сильных неприятных эмоций и переживаний.

Позитивная агрессия – настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели, результата. Вызывается врожденными инстинктами, помогающими успешно адаптироваться в среде и социуме, служит для удовлетворения желаний и достижения целей.

Инициативная агрессия имеет место, когда агрессор является зачинщиком, инициатором нападения, а оборонительная является адекватной реакцией на агрессию со стороны.

Причины агрессивного поведения у детей и подростков.

  1. Агрессия может быть обусловлена:
  2. Врожденными инстинктами и задатками;
  3. Потребностями, активизируемыми внешними стимулами;
  4. Внутренними конфликтами, заболеваниями психики;
  5. Познавательными и эмоциональными процессами;
  6. Актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим опытом.

Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.

На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:

Персональные факторы:

- низкий уровень воспитания;

- неадекватная заниженная самооценка;

- высокая импульсивность;

- злоупотребление алкоголя, наркотиками, компьютерными играми;

- готовность к риску;

- ограниченное чувство самосохранения;

Поведенческие факторы:

- поведение, создающее помехи для окружающих;

- вандализм;

- бесцельное время провождение;

- прогулы и слабая успеваемость в школе;

- ранние сексуальные контакты;

- приводы в милицию;

- ранняя судимость;

Социальные факторы:

- культ насилия в обществе;

- влияние СМИ;

- отклоняющееся поведение родителей;

- низкий социально-экономический статус семьи;

- зависимость от социальной помощи;

- смена воспитателей (отчим, мачеха);

- семейное и сексуальное насилие;

- друзья с отклоняющимся поведением;

- внутрисемейные конфликты;

- личные проблемы;

- переполненные классы;

- раздражение и усталость от школы.

Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребёнка. Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

Бурное биологическое развитие и стремление к самостоятельности у подростков вызывает трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ещё вчера послушный и спокойный ребёнок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня - раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Школьные агрессоры – это чаще всего лица мужского пола. “Типичные агрессоры” ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминанты, менее чувствительны к боли предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве “жертвы”.

Среди “жертв” (“социальных аутсайдеров”) отмечаются пассивные и провоцирующие жертвы.

Пассивные – спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством.

Другая группа – провоцирующие жертвы, могут одновременно демонстрировать образцы боязливого и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы и “постоянно готовы к борьбе”. Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой – пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести чёткой границы между типичными жертвами и агрессорами.

Практически в каждом классе имеются дети, которые являются “козлами отпущения” для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы постоянно разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость.

Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников.

В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правили, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы. Вот некоторые проявления такого поведения.

АУТСАЙДЕР

- не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

- не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг(спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

- одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

- по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

- у него наблюдается пессимистическое настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

- выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых (младшие братья и сестры, домашние животные);

- выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особенно тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

- выбирает нестандартную дорогу в школу.

АГРЕССОР

- вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

- типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

- ребёнок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

- в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

- приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

- группируется со старшими подростками;

- имеет садистские наклонности;

- в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

- в игре навязывает друзьям свои правила;

- злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

- игнорирует указания и легко раздражаются;

- игнорирует указания и легко раздражается;

- ведет себя так, будто ищет повод к ссоре;

- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Агрессивное поведение подростка, как правило, бывает направлено против взрослых и родственников. Оно выражается во враждебности, словесной брани, наглости, непокорности, постоянной лжи, прогулах и вандализме. Дети с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, курить, употреблять алкоголь и наркотики. У многих из этих детей нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками.

Диагностика агрессивного поведения.

Диагностика агрессии по анкете-опроснику Басса-Дарки является одной из самых распространённых методик, используемых педагогами, психологами для выявления различных форм и видов агрессии. Клиент в завуалированной форме отвечает на вопросы теста. В процессе тестирования выявляется доминанта того или иного уровня агрессии (приложение 1).

Родители знакомятся с результатами тестирования, проведенного заранее с учащимися класса и рекомендациями. Эти материалы каждый родитель получает индивидуально (приложение 2).