Внеклассные занятия по математике

Разделы: Математика


Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется математик, который ее сделает.

(У. У. Сойер)

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа .

Перед учителем математики, как и перед учителями других предметов, стоит важная задача – не только сообщить ученику сумму знаний, развить их умения и навыки, но главное, научить ребят применять полученные знания на практике. Этому способствуют   внеклассные занятия по математике.

Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний

Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу, способствует развитию исследовательских навыков, смекалки, развитию интереса к изучению математики и творческих способностей учащихся.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю: чтобы успешно их проводить приходится постоянно расширять свои знания, следить за новостями математической науки.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету,  приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии.

Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности ученика, воспитывают чувство ответственности за порученное дело. Внеклассные практические занятия помогают лучше узнать индивидуальные возможности учеников, направить их на развитие интереса к предмету.

Необходимо отметить, что с внеклассных занятий на урок приходят новые формы работы. Сочетание классной и внеклассной работы обогащают урок, наполняют его новым содержанием, делают его более интересным для учащихся.

Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступным, соответствовать их возрасту, уровню развития.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика. При составлении доклада, сообщения, работы над проектом, решении задачи, составлении математической газеты ученик использует дополнительную литературу, изучает важные математические закономерности. Эта его работа должна учитываться при выставлении оценки (общей) в конце четверти,  года. Ведь выполнение внеклассного задания требует от ученика гораздо большей самостоятельности и затраты времени, чем выполнение очередного домашнего задания.

В практике внеурочной работы по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения.

Кружковая работа по предмету, тематические предметные недели, олимпиады, турниры, конкурсы, проектная деятельность, научные общества школьников (НОШ).

В рамках внеурочной работы по математике учащиеся создают собственные образовательные ресурсы, в том числе и на электронных носителях. Этот материал составляет в последствии часть ученических  портфолио.

В нашей школе устойчивый интерес к внеклассной работе по математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически в течение всего учебного года. Выглядит это следующим образом:

  • Сентябрь-май –  занятия математических  кружков или факультативов
  • Ноябрь  – декада математики;
  • 1 раз в полугодие оформление школьного стенда “В мире математики”.
  • Олимпиады проводятся в несколько этапов:
  • Октябрь  – олимпиада по классам;
  • Обязательное участие в конкурсах, олимпиадах по плану ШМО ( этом году 118 уч-ся школы принимали участие во Всероссийском  конкурсе-игре по математике «СЛОН»)
  • Ноябрь  – школьная олимпиада  по параллелям; участие во Всероссийском молодежном математическом чемпионате – 56 учеников.  
  • Декабрь  – районная олимпиада для 7-11 классов; участие во Всероссийском конкурсе по математике «Мультитест» – 94 ученика;
  • Декабрь – подготовка проектов на школьный тур конференции «Шаг в будущее»; подготовка работ учащихся для участия в Фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио».
  • Январь – областная олимпиада, участие в Международном конкурсе «Кенгуру – выпускникам» – учащиеся 4, 9, 11 классов, подготовка работ на  7 Международный конкурс «Математика и проектирование».
  •  Февраль – участие во Всероссийском конкурсе по математике «Альбус» – 149  учащихся; проведение школьного тура конференции «Шаг в будущее»; 
  • Март – участие в Международном конкурсе «Кенгуру»,в районном туре   конференции «Шаг в будущее»;
  • Апрель – проведение муниципального конкурса презентаций к уроку и внеклассному мероприятию по предмету; участие в месячнике Образования.  

В течение учебного года  учащихся участвуют в тех или иных мероприятиях.
Также  каждый  мой класс 1 раз в четверть получает 10 задач, которые необходимо решить в течение 10 дней. В каждый набор я включаю задачи разного уровня трудности, чтобы каждый ребенок мог что-то решить.

Большинство задач при всей их нестандартности и занимательности, опираются на пройденный школьниками программный материал и достаточно разнообразны по тематике, чтобы учащиеся могли сделать выбор с учетом своих пристрастий. Каждые пять правильно решенных задач дают право выставить оценку “5” в журнале. Делаю я это обычно в конце каждой четверти, бывает, что ученик за четверть получает 3-4 дополнительных пятерок за решение задач. Это очень вдохновляет детей, дает им дополнительный стимул для решения задач.

В большинстве своем, дети с удовольствием выполняют такие задания. Ведь они сами могут выбрать, например, задание для участия в декаде математики.
Вот примерные темы творческих заданий, работ для учеников 5-9 классов:

1. Рефераты, сообщения, презентации:

– Из истории математики.
– Ученые-математики.
– Достижения Российской математической науки.
– Из истории великих открытий. 
– Тематические работы (по предмету, по изученной теме).
– За страницами учебника математики.
– Связь математики с другими науками.
– Математика в нашей жизни.

2. Занимательная математика:

– Кроссворды.
– Занимательные задачи.
– Исторические задачи.
– Математические газеты, листы.
– Сказки, стихотворения, песни.

3. Задачи практического содержания.

–  Измерения на местности.
– Экономические задачи.
– «Четырехугольники в моей комнате».
– «Цилиндры на мамином туалетном столике»;
– «Многогранники в нашем городе»;
– «Как я пытался обойтись без математики»;
– «Математика в профессии моих родителей».

4. Изготовление наглядных пособий для кабинета математики.

– Математическое лото.
– Карточки – задания, тесты.
– Оформление стендов:

  • «Абитуриент»
  • «Готовимся к экзамену»
  • «ЕГЭ», «ГИА»
  • «Эрудит»
  • «За страницами учебника математики»

– Модели многогранников.
– Карточки с основными математическими формулами, свойствами, понятиями.

5. Работа с младшими школьниками:

– Уроки занимательной математики.
– Викторины, конкурсы, игры.
– Проведение математических олимпиад.

6. Лекторская группа.
7. Выпуск математических газет.
8. Геометрические прогулки по школе, по родному городу (району).
9. Конкурс фотографий.

Такие экскурсии (чаще – виртуальные) позволяют полюбоваться красотой его архитектурных сооружений, убеждают  в том, что четкие геометрические формы делают язык архитектуры богаче и выразительнее.

Работа может выполняться как одним учеником, так и группой до трех человек. Защита работы может проходить с применением ИКТ (презентация) и в форме устного сообщения.

Что только не придумывают, чего только не сочиняют ребята. Ведь у них такая богатая фантазия. 

Рассматривается, разбирается, заслушивается каждая работа. Лучшие проектные работы  участвуют в школьном конкурсе проектов. Проводятся творческие отчеты перед родителями.

Очень увлекает учеников практические домашние задания, связанные с измерениями на местности. Чаще всего, их работы перерастают в исследовательские практико-ориентированные проекты. Практические работы на местности являются одной из наиболее активных форм связи обучения с жизнью, теории с практикой. Учащиеся учатся пользоваться справочниками, применять необходимые формулы, овладевают практическими приёмами геометрических измерений и построений.

Практические работы с использованием измерительных инструментов повышают интерес учащихся к математике, а решение задач на измерение ширины реки, высоты предмета и определение расстояния до недоступной точки позволяют применить их в практической деятельности, увидеть масштаб применения математики в жизни человека.
При этом у детей развиваются творческие способности и закрепляются полученные знания.

Поэтому оценка за внеклассную работу  является более значимой,  так как  она является результатом анализа каждого мероприятия. Анализ качества приучает учащихся критически подходить к своей работе, не повторять ошибки. Открытые обсуждения внеклассного мероприятия повышает значимость проделанной работы.

Проведение внеклассной работы по   математике преследует несколько целей, а именно: повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор, развить у учащихся интерес к занятиям математикой, углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни, показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Как добиться хороших результатов в спорте? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. А как добиться хороших результатов в конкурсной математике? Конечно, нужно решать, решать и еще раз решать.

Использованные ресурсы: