Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза". 11-й класс

Разделы: Биология

Класс: 11


Базовый учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Цель  урока: в результате изучения темы «Основные стадии антропогенеза» учащиеся узнают основные стадии антропогенеза и связанные с ними события.

Задачи:

  • создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения учащимися знаний основных стадий антропогенеза;
  • организовать групповую работу учащихся таким образом, чтобы они смогли провести взаимопроверку, самооценку и контроль знаний;
  • воспитывать коммуникативные навыки и познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: ПК (по количеству групп – 4), мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.

Структура и ход  урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР
(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1 Организационный этап   Создает психологическую атмосферу урока Настраиваются на работу 1 мин.
2 Проверка знаний   Предлагает учащимся выполнить разноуровневые тесты Выполняют тест 5 мин.
3 Актуализация опорных знаний ЭОР №1
ЭОР №2
Предлагает ответить на вопрос
- Как можно объяснить наличие у человека рудиментов и атавизмов? Что это доказывает?
Отвечают на вопрос 1 мин.
4 Этап мотивации (определение совместной цели деятельности)   Нацеливает учащихся на прослушивание стихотворения и выделение в его содержании основных этапов в эволюции человека. Один учащийся читает стихотворение Банацкой Ю.А. «Эволюция человека», а остальные слушают и определяют основные этапы в эволюции человека (см. Приложение) 2 мин.
5 Изучение нового материала ЭОР №4
ЭОР №5

 

 

 

ЭОР №6
ЭОР №7
ЭОР №5
ЭОР №8
ЭОР №9
ЭОР №10
ЭОР №11
ЭОР №12
ЭОР №13

Обращает внимание на основные этапы эволюции человека и их временные промежутки

Предлагает задания каждой группе (деление учащихся на группы происходит заранее) составить характеристику своего этапа в эволюции человека, с использованием текста учебника §70 и ЭОР, результаты оформить в виде таблицы:

1 группа: австралопитеки;

2 группа: архантропы;

3 группа: палеоантропы;

4 группа: неоантропы.

Предлагает каждой группе представить результаты своей работы

Работают со схематическим рисунком

Работают в группах с текстом учебника §70  и ЭОР, составляют характеристику своего этапа в эволюции человека и заполняют таблицу.

 

Представитель  каждой группы выступает по результатам работы

20 мин.
  Первичное применение знаний   Предлагает учащимся заполнить графы таблицы по другим стадиям антропогенеза Заполняют графы таблицы 5 мин.
7 Контроль и самопроверка знаний ЭОР №14
ЭОР №15
ЭОР №16
ЭОР №17
ЭОР №18
ЭОР №19
ЭОР №20
Предлагает выполнить тестовые задания Выполняют тест 8 мин.
8 Подведение итогов, рефлексия ЭОР №14
ЭОР №15
ЭОР №16
ЭОР №17
ЭОР №18
ЭОР №19
ЭОР №20
(с ответами)
Подводит итоги выполнения тестовых заданий Проводят взаимопроверку правильности выполнения тестовых заданий, выставляют оценку, согласно критериям 2 мин.
9 Подача домашнего задания   Задает домашнее задание: §70, для каждой стадии антропогенеза написать синквейн Записывают домашнее задание, задают вопросы 1 мин

 

 

Таблица 2.

Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Рудименты человека Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2da5582-7c5a-4956-9638-e0ef0ef93ef4/%5BBIO9_08-45%5D_%5BIM_02%5D.swf
2 Атавизмы человека Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ec51bbe-dec8-4562-9f37-341ec041ce92/%5BBIO9_08-45%5D_%5BIM_03%5D.swf
3 Рогинский Яков Яковлевич (1895 - 1986), российский антрополог, один из крупнейших отечественных исследователей антропогенеза Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c96abf2b-6c43-4e7d-aa44-8a96e49808b9/%5BBIO9_08-44%5D_%5BPF_02%5D.jpg
4 Основные этапы антропогенеза Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b9e6097-1bdb-4824-8fbf-c5bcc5fb77bb/%5BBI9ZD_12-02%5D_%5BIL_01%5D.html
5 Основные этапы антропогенеза Обучающая программа Информационный модуль http://fcior.edu.ru/card/14220/osnovnye-etapy-antropogeneza.html
6 Общая характеристика австралопитеков Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/128cb254-a24e-479a-a4c1-f919e7f4e14a/Avstralopiteki.htm
7 Австралопитек африканский Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59a99173-5681-40a6-9a97-ac6e6185c61a/Plesiantrop.htm
8 Человек из Ла Шапель-о-Сен Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aaed812e-e478-4064-ab7e-a6f217306dff/Mujtchina_iz_La_Chapel-o-Sen.htm
9 Палеоантропы (неандертальцы). Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bfee5e0-b973-4ab3-b63a-a7dcde3fabcb/Paleoantropy.htm
10 Орудия труда и охоты предков человека Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92da528d-e5b6-4cb1-95e7-88fce4d933e9/%5BBIO9_08-46%5D_%5BPD_03%5D.jpg
11 Неоантропы Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/938f1ebc-4805-4ba8-b09a-93709d33cf1c/Neoantropy.htm
12 Орудия труда и охоты кроманьонца Обучающая программа Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19f8301c-5414-43f6-937f-d3df6c0a2638/%5BBIO9_08-47%5D_%5BPF_01%5D.jpg
13 Мужчина со стоянки Сунгиря (под Владимиром) Обучающая программа Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/031cdf50-5c84-4080-8272-5e8c702a2dbc/Mujtchina_iz_Sungirya.htm
14 Этапы антропогенеза Обучающая программа Практический модуль http://fcior.edu.ru/card/8615/etapy-antropogeneza-dvizhushie-faktory-antropogeneza.html
15 Этапы антропогенеза Обучающая программа Практический модуль http://fcior.edu.ru/card/3923/etapy-antropogeneza-dvizhushie-faktory-antropogeneza.html
16   Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d20b3893-3c63-4882-92c8-26c1b7a4c517/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_04%5D.html
17   Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c64700ea-d508-4f29-bc1a-afcd3358b458/%5BBIO9_08-47%5D_%5BQS_03%5D.html
18   Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6d81b2d-47f4-4e07-bf1d-3283327bf02a/%5BBIO9_08-46%5D_%5BQS_04%5D.html
19   Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ecdab3e5-231d-4aa5-a63f-ebb99d98e53b/%5BBIO9_08-47%5D_%5BQS_04%5D.html
20   Обучающая программа Контрольный модуль http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3fbb6b6d-6960-4745-911a-83af0b503a03/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_05%5D.html

Приложение

Банацкая Ю.А.

Есть версия: что на заре цивилизации
Вдруг человек возник благодаря мутации.

И трудно нам сейчас поверить,
Что дикому подобен был он зверю:
Охотясь по-животному, был сильным,
Волосяной покров имел обильный.

На полусогнутых ногах передвигался
А мозг в объеме малом оставался
И назывался тот умелый человек
Никак иначе, а древопитек

И если составлять генеалогическое древо
Не обойтись без митохондриальной Евы.
Находка эта много прояснила
И в эволюции немало объяснила

На смену люди древние пришли,
Немало их останков ученые нашли.
Бесспорно, люди внешне изменились
И много в развитии добились.

Простейшие орудия труда
Использовались предками тогда:
Скребки, рубила и из камня топоры –
Успешно применяли люди той поры.

И питекантропа и австралопитека  
Ученые назвали умелым человеком
Все усложнилось: мозг и кисти рук
За миллионы эволюционных лет не вдруг. 

Ледник заставил предков выживать.
И человек огонь стал добывать,
Жилье простейшее построил он тогда,
Усовершенствовал орудия труда.

Мозг увеличился, и изменилась у него походка
О том свидетельствуют многие находки
И homosapiensом человека стали называть
Чтоб стройность той теории предать.

Да – это версия одна из многих…
В научности нельзя ей отказать
И если есть загадки в мирозданье
Возможно, вам и предстоит их разгадать.