Урок музыкальной литературы "Встретимся в Альберт-холле!". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Тип урока: обобщающий.

Вид урока: урок – игра, урок – путешествие.

Цель: повторить состав симфонического оркестра, раскрыть выразительные возможности инструментов симфонического оркестра.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
  • проанализировать элементы выразительности, использованные композитором при создании темы гимнического характера;
  • закрепить понятия аккордовая фактура, золотая секвенция, тембровые вариации, solo, tutti, определить их роль в формировании музыкального образа;
  • обратить внимание учащихся на особенности английской музыкальной культуры, на особенности подготовки и организации симфонических концертов, на правила составления концертной афиши;
  • сформировать собственное мнение о роли симфонической музыки в духовной жизни образованного человека;
  • практически закрепить полученные знания посредством создания афиши концерта симфонической музыки.

Воспитательные:

  • воспитание художественного вкуса через изучение классической музыкальной культуры;
  • воспитание бережного отношения к мировому культурному наследию;
  • формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям разных видов искусства;
  • воспитание культуры слушания музыки.

Развивающие:

  • развитие умения анализа музыкального текста;
  • развитие навыков сравнения, обобщения, осознанного слушания музыки;
  • развитие речи;
  • развитие умения применять ЗУН, полученные на других предметах, в ситуации интеграции данной темы с другими предметными областями.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • доска; мольберт для создания афиши;
  • презентация к уроку;
  • аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений;
  • фортепиано;
  • нотные тексты фрагментов музыкальных произведений;
  • магнитные карточки с изображением музыкальных инструментов, бейджи с названиями групп оркестра для всех учащихся.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Преподаватель: Добрый день! (Слайд №1) Сегодня мы завершаем разговор об инструментах симфонического оркестра (Слайд №2), и я предлагаю вам отправится в путешествие. Нам предстоит посетить Туманный Альбион. Знаете, какая европейская страна носит такое название?

Презентация.

Ответы учащихся: Это Англия. (Слайд №3)

Преподаватель: Да, действительно, наше воображаемое путешествие мы совершим в Англию.

Знаете, ведь путешествовать с музыкой намного интересней. Давайте решим, какое музыкальное произведение будет сопровождать наше путешествие.

Ответы учащихся: Наверное, это будет музыка Бриттена. Его “Путеводитель по оркестру”.

Преподаватель: Согласна. Бриттен – английский композитор. Он много сделал для развития английской музыки и его “Путеводитель по оркестру” нам сегодня очень пригодится.

Основная часть урока.

Преподаватель: Мы будем не обычными путешественниками. Нам предстоит очень важная работа: сопровождать в гастрольной поездке симфонический оркестр. Каждый из вас должен выбрать, за какую группу оркестра будет отвечать. Для начала давайте повторим состав симфонического оркестра.

Используется Вложенная Презентация,она запускается значком PPt на Слайде №3.

Преподаватель: Сейчас можете разобрать бейджи с названиями групп оркестра. Итак, наше путешествие начинается!

Преподаватель: В Англию мы прилетели на самолёте. Он приземлился в Хитроу. Это громадный современный аэропорт, один из самых крупных аэропортов Европы. (Слайды

№ №4,5).

Преподаватель: Какие достопримечательности Англии вы знаете?

Ответы учащихся:

Преподаватель: Нашему симфоническому оркестру предстоит выступать в очень интересном месте – концертном зале Альберт – холл. Этот зал построили в 1871 году. Изначально Холлу хотели дать имя Центральный Холл Искусства и Науки, но Королева Виктория решила изменить название на Королевский Холл Искусства и Науки. Она сделала это в память о своем муже Принце Альберте. Королевский Альберт-Холл входит в список самых ценных зданий Англии. Он известен во всём мире. На сцене этого театра выступали многие талантливые артисты планеты (Слайды №№ 6-8).

Чтобы как можно больше людей узнали о предстоящем выступлении оркестра, нужно организовать рекламу на радио и телевидении. Но произошло маленькое недоразумение: перепутаны диски с записями. Поэтому вы должны определить, какой оркестр будет звучать, чтобы найти нужную запись.

Звучат фрагменты из Звукового учебного пособия по курсу “Слушание музыки” Редактор – составитель О.Ю. Рогальская. Издательство “Композитор”, С. – Петербург, 2011.

  • Оркестр русских народных инструментов – Русская народная песня “Светит месяц” (Слайд № 9);
  • Эстрадный оркестр – Л. Шилдс “Мармелад” (Слайд № 10);
  • Духовой оркестр – Агапкин Марш “Прощание славянки” (Слайд № 11);
  • Симфонический оркестр – Равель “Болеро” (Слайд № 12).

Ответы учащихся.

Преподаватель: Вы молодцы! Прекрасно справились с заданием и помогли организаторам гастролей выйти из трудной ситуации.

Преподаватель: До концерта осталось не так уж много времени и музыкантам предстоит много репетировать.

Мы отправляемся в Альберт – холл. Нужно проверить, все ли инструменты в порядке и правильно разместить из на сцене.

Учащиеся разбирают карточки с изображениями инструментов, выходят к доске и размещают на ней карточки так, как располагаются на сцене инструменты симфонического оркестра.

Преподаватель: Теперь, когда все инструменты на местах, музыканты могут приступать к репетициям. Но снова произошла неприятность. Теперь перепутаны папки с нотами. Давайте найдем ноты нужного нашим оркестрантам произведения.

Из предложенных нотных примеров учащиеся выбирают Тему из “Вариаций и фуги на тему Пёрселла” Бриттена.

Преподаватель: Давайте ещё раз прочитаем внимательно название этого произведения. Итак, Бенджамин Бриттен “Вариации и фуга не тему Пёрселла”. Какую информацию мы можем почерпнуть из названия? (Слайд № 13).

Ответы учащихся: музыку сочинил английский композитор XX века Бенджамин Бриттен. Он взял тему другого композитора по фамилии Пёрселл.

Преподаватель: Да, действительно в качестве темы своего сочинения Бриттен использовал музыку своего соотечественника, жившего в XVII веке. Генри Пёрселл – известный английский композитор, работавший в разных музыкальных жанрах. Он прославился как оперный композитор, одна из самых известных его опер – “Дидона и Эней” на сюжет античного мифа.

(Слайд №14)

Преподаватель: Давайте вспомним, как звучит тема произведения Бриттена.

Исполняется на фортепиано тема вариаций. Проводится её анализ. Отмечаются черты гимна, особая торжественность музыки, аккордовый тип изложения. Учащиеся замечают, что хотя Бриттен и жил в XXвеке, начало вариаций очень похоже на старинную музыку.

Преподаватель: Какие особенности темы позволяют отнести её к старинной музыке?

Ответы учащихся: Здесь размер 3/2, который часто встречается именно в старинной музыке.

Преподаватель: Хорошо. Давайте проанализируем второе предложение темы. Где оно начинается?

Ответы учащихся: После кадансового оборота первого предложения, в пятом такте.

Преподаватель: Как излагается музыкальный материал второго предложения?

Ответы учащихся: Там идёт секвенция.

Преподаватель: Секвенция, в которой нижний голос двигается таким образом (преподаватель показывает отдельно партию нижнего голоса), называется “золотая”. Этот тип секвенции часто использовали в своей музыке композиторы XVII – XVIII веков. Вспомните, в музыке каких композиторов мы встречали такие секвенции?

Ответы учащихся: у Вивальди, (у Генделя).

Совершенно необязательно, что дети вспомнят, у каких композиторов встречается “золотая” секвенция. Но если они хотя бы раз слышали концерты Вивальди (а в любой группе всегда найдётся несколько скрипачей), то наверняка назовут этого композитора.

Преподаватель: Мы разобрали тему вариаций и обнаружили в ней черты гимна. Скажите, какие инструменты должны исполнять её?

Ответы учащихся: Все инструменты оркестра.

Преподаватель: Как это сказать по-итальянски?

Учащиеся: Tutti.

Преподаватель: Правильно. А с какой целью Бриттен в самом начале произведения использует звучность всего оркестра?

Ответы учащихся:

1) Чтобы сразу показать красоту и мощь звучания оркестра.

2) Этой темой – гимном в исполнении tutti Бриттен прославляет свою страну и её музыку.

Преподаватель: Теперь вы понимаете, почему для гастрольного концерта в Англии наш оркестр выбрал именно это сочинение?

Хорошо. После того, как прозвучала тема, что дальше происходит в произведении?

Ответы учащихся: Идут вариации, в которых звучат голоса разных инструментов по группам.

Преподаватель: С какой целью композитор это делает? Вспомните, как ещё Бриттен назвал своё произведение?

Ответы учащихся: Композитор дал название “Путеводитель по оркестру”, чтобы слушатели могли познакомиться с тем, как устроен оркестр, какие инструменты входят в его состав и как они звучат.

Преподаватель: Давайте вспомним, что такое вариации.

Ответы учащихся: Это музыкальная форма, основанная на повторении с изменениями.

Преподаватель: В этом произведении при повторении темы изменяется не только музыкальный облик темы, но и тембры инструментов, которые её исполняют. Как можно назвать такой тип вариаций?

Ответы учащихся: Это тембровые вариации.

Преподаватель: Верно. Скажите, а что следует дальше, после вариаций?

Ответы учащихся: После вариаций начинается фуга.

Преподаватель: Кто знает, что такое фуга?

(Вероятно, что в 4 классе большая часть детей ещё не играет фуги, но некоторые уже имеют представление о том, как устроено полифоническое произведение).

Ответы учащихся: если будут.

Преподаватель: Фуга – это сложное полифоническое произведение, в котором тема проводится разными голосами. Здесь, у Бриттена, тему проводят разные инструменты оркестра. В результате получается очень интересное звучание. В этом мы очень скоро убедимся, так как до концерта нашего оркестра осталось не так уж много времени. Но, скажите, пожалуйста, как большинство людей узнает, когда и где состоится тот или иной концерт?

Ответы учащихся: Из объявлений, которые висят на улицах, внутри концертного зала. От других людей, из рекламы на телевидении.

Часто дети сразу вспоминают слово “афиша”, поэтому необходимость следующего вопроса отпадает.

Преподаватель: А как называются такие объявления?

Ответы учащихся: Афиши.

Преподаватель: Посмотрите внимательно на эти афиши. Они все разные, но есть необходимая информация, которая должна присутствовать обязательно на любой афише (Слайды №15 – 17).

Преподаватель показывает афиши разных концертов, анализирует их.

Ответы учащихся: На афише обязательно нужно написать:

1) дату и время концерта,

2) место, где он состоится,

3) имена композиторов, чья музыка будет исполнена,

4) названия произведений, которые будут исполнены

5) состав исполнителей.

Преподаватель: Я вам предлагаю сейчас создать афишу концерта нашего оркестра.

Учащимся предлагаются фрагменты будущей афиши. Они собираются на большом листе бумаги, который закреплён на мольберте. По очереди выходя к мольберту, каждый прикрепляет к ней часть будущего изображения.

Преподаватель: Пока вы создавали эту замечательную афишу, наш оркестр приготовился к выступлению. И сейчас мы с вами отправимся на концерт в один из лучших концертных залов Европы – Альберт – холл, чтобы ещё раз послушать симфонический оркестр (Слайды 18,19).

Звучит произведение Бриттена “Вариации и фуга на тему Пёрселла”.

Заключительная часть урока.

Преподаватель: Наше путешествие закончилось. Вы довольны своей сегодняшней работой? Как вам кажется, гастрольная поездка нашего оркестра была удачной? Если да, то мы можем закончить сегодняшний урок словами: “До встречи в Альберт – холле”! (Слайд № 20)

Преподаватель оценивает работу учащихся и объясняет домашнее задание: придумать и нарисовать афишу концерта с участием любого оркестра; подумать и найти информацию о российских симфонических оркестрах, которые выступали или могли бы выступить в Лондонском Альберт – холле.