Урок окружающего мира по теме "Водоемы родного края" (УМК "Гармония"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.

Задачи:

Обучающие:

  • повторить части реки;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • способствовать развитию логического мышления, речи, воображения
  • формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.

Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные:

  • Общеучебные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи, осуществлять поиск информации , собственных наблюдениях объектов природы.
  • Логические: перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты, определять причины событий.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

2. Активизация мыслительной деятельности.

Сегодня край наш будем изучать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
Новое всем предстоит узнавать.
Друзьям об этом потом рассказать.

А начинаем мы с разминки.

– Кругом вода, а с питьем беда? (Море.)

– Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото.)

– Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

Стоит корыто
Полно воды налито. (Озеро или пруд.)

Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник.)

– Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы.)

– Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой.)

– Какой водоем будет лишним в данной группе:

Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода.)

– Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем.)

– Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде.)

– Молодцы! И мы продолжаем путешествие.

3. Постановка цели.

– Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка.)

– Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются.)

(Приложение 1, Слайд 1)

4. Новый материал.

1) родник.

– Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2

– Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками.)

– У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью.)

– Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.

2) Река.

– Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток).

Игра «Ниточки».

Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.

-Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка.)

– Почему ее так назвали?

(Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)

– Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.

Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).

Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.

В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.

А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7

– Как называется место впадения реки в другой водоем?

(Место впадения называется устье.)

3). Физкультминутка.

«Речка волнуется…»

Речка волнуется раз,
Речка волнуется два,
Речка волнуется три,
Речная фигура
На месте замри.

4). Пруды.

– Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду.)

– И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные).

– Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды). Слайд 8

– Какие пруды нашего села знаете вы?

Игра «Угадай-ка»

– Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12

Историческая справка.

Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.

Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.

Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)

5) Тревога.

– Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13

– Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов.)

– В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.

Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14

– Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши.)

5. Закрепление.

Класс делится на две группы.

Общее задание для групп:

нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.

1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)

2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).

6. Итог урока.

– Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники.)

– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные.)

– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д.)

Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

7. Домашнее задание.

Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».

8. Рефлексия.

Ученики получают нарисованную капельку воды.
Если было интересно – капелька улыбается.
Не было интересно, скучно – капелька грустит.