Непосредственно образовательная деятельность на тему "Человек без друзей, что дерево без корней"

Разделы: Работа с дошкольниками


Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех лет уже скучает при расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, дает им советы. Дети в этом возрасте уже могут делиться игрушками, угощать друзей без подсказки взрослых, помогать друг другу. Избирательность по отношению к другим выражается в симпатиях и антипатиях, привязанности, соперничестве, ревности.

Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.

Возникает вопрос: какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку “увидеть” сверстника. Игрушка как бы “закрывает” человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т.д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку “открыть” сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

В старшем дошкольном возрасте формирование продуктивного взаимодействия между детьми – не менее актуальная задача.

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, или же ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т.д.

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

1. Диалоговые, коммуникативные навыки:

- вербальные (умение начать, поддержать,    завершить   диалог,   беседу;    умение   выслушать   другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)

- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику;     умение    использовать     при    разговоре     жесты,    мимику, регулировать громкость и тембр голоса).

2. Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

Какие основные направления работы можно выделить в рамках формирования социально-коммуникативных навыков?:

- учить детей грамотному построению речевого высказывания;

- развивать связную монологическую речь;

- развивать диалогическую форму речи;

- формировать коммуникативные навыки;

- учить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);

- познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты), научить им пользоваться для проявления своих чувств;

- обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;

- оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку.

Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность “увидеть” другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Важным направлением работы по развитию навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом, является формирование дружеских чувств, стремления налаживать хорошие отношения с товарищами, умения понимать сверстников, взаимодействовать сними. Представленный конспект открытого занятия отражает работу педагога именно в этом направлении. На данном занятии дети совместно с педагогом строят Дом Дружбы, учатся говорить друг другу комплименты, находят друзей среди сказочных героев, знакомятся с пословицей о дружбе.

Образовательные области: “Социализация”, “Коммуникация”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”.

Программное содержание:

  • Формировать коммуникативные навыки у детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостоятельно разрешать конфликты. Учить детей понимать друг друга, замечать в друзьях положительные качества характера анализировать поведение свое и окружающих, посредством игр и упражнений, способствующих сплочению детского коллектива.  Опираясь на жизненный опыт детей, уточнить моральные представления о том, что такое  “дружба”.
  • Содействовать формированию диалогической, монологической  (связной речи детей): развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника, желание принимать участие в беседах. Закрепить умение детей отвечать полным распространенным предложением, составлять небольшой рассказ из личного опыта.  
  • Развивать  логическое мышление, учить понятно высказывать свою точку зрения, делать умозаключения, выводы. Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, заботу, желание помогать друг другу, делать приятные сюрпризы, культуру речевого общения.

Ход занятия

(Дети приветствуют гостей.)

Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

Воспитатель:

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?

Вам хочется узнать от кого это письмо? что в нем? 

(Воспитатель достает флешку. Вставляет в ноутбук и прослушивают песню “Настоящий друг” сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева)

Воспитатель:

Понравилась вам песня? О чем она?
Правильно о дружбе. А что такое дружба?
Как поступают добрые друзья?
Кого можно назвать своим другом?
Есть ли у вас друг? Расскажите о нем.

(Индивидуальные ответы и рассказы детей из личного опыта о друзьях)

Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда проявляется уважение друг другу, когда люди умеет признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость, и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

Ребята помогите мне, пожалуйста, решить проблемные ситуации:

1)  Твой друг во время игры порвал нечаянно тебе куртку. Что ты ему скажешь? А как он поступит?

2) Данил ушиб ногу, ему тяжело идти. Как вы поступите?

3) Вы поссорились с подругой, и уселись по углам...

4) Дети пошли одеваться на прогулку. Сережа зашел в раздевалку и увидел, что Наташа не одевается. “Почему ты не одеваешься? – спросил он у нее.  “У меня палец болит, и я не могу застегнуть кофту”, - ответила Наташа.  Как ты думаешь, что будет дальше? А как бы ты поступил?

  • Как вы понимаете пословицу: “Человек без друзей, что дерево без корней”.
  • В каких произведениях герои помогают друг другу?
  • А может кто-то из вас знает стихотворения о дружбе?

Ребенок:

Хорошо быть одиноким
Если ты не одинок,
Хорошо, когда подбоком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надежный,
Бескорыстный, верный друг.

Ребенок:

Дружат с небом облака,
А роса с травою,
Дружит бабочка с цветком,
Дружим мы с тобою,
Дружат взрослые и дети,
Все должны дружить на свете.

(Звучит песня “Голубой вагон” и входит старуха Шапокляк)

Шапокляк: Здрасте! Мне моя крыска Лариска сказала, что вы здесь говорите о дружбе, о хороших поступках. У меня тоже есть несколько полезных советов для девочек и мальчиков, сейчас я вам их скажу!

(“Вредные советы” из книги Г. Остера)

Шапокляк:

Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать прохода им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они: до них вам дела нет.

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.
Слов: “пожалуйста”, “спасибо”, никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.
Пусть он видит, лежат в луже, –
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

Воспитатель: Ребята, разве это полезные и правильные советы? Как вы думаете? Почему?

Шапокляк, ты, наверное, не знаешь, что такое хорошие поступки и манеры. Садись и послушай.

Сценка

“Жил-был медведь. Он любил, чтобы в лесу всегда был порядок и все звери жили дружно. Как-то раз, обходя свои владения, увидел он волка и лису, которые о чем-то спорили...”

Медведь: Что случилось? От чего вы такие сердитые? Поссорились? Надо срочно помириться.

Лиса: Я с волком мириться не буду! Я сказала ему: “Здравствуй!”, а он мне не ответил! А еще дразниться, кулачище свой показывает и хвастается, что он самый сильный в лесу!

Волк: Я вчера с ней здоровался! А сегодня не буду, что я с ней каждый день здороваться должен? Ты, лиса, сама не очень вежливая. Увидела вчера меня в лесу и кричишь: “Эй, ты, Волчище – серый хвостище! Дразнишься, наверное?”

Медведь: Непорядок! Разве, ты, Волк не знаешь, что означает слово “здравствуй”? Здравствуй – это значит будь здоров, не болей. Пожелаешь другому здоровья, и сам болеть не будешь. А ты, лиса, будь повежливей, не дразнись.

Волк: Понял! Все понял! Здравствуй, Лисонька, здравствуй, дорогая!

Лиса: Здравствуй, Волчок – серый бочок! Какой ты теперь вежливый, внимательный.

Волк: А ты, Лисонька, никого не бойся, я буду тебя всегда защищать и в обиду не давать.

Медведь: Ну, вот и помирились. Молодцы! Будьте здоровы, живите дружно и никого в лесу не обижайте. До свидания!

Волк и Лиса: До свидания, Мишенька!

Шапокляк: Мне очень понравилось у вас, я многое поняла. А научите меня еще чему-нибудь хорошему.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сыграть в игру “Доскажи словечко”:

  1. Растет даже ледяная глыба от слова доброго... спасибо!
  2. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече... здравствуйте!
  3. Если о помощи просишь, помогут быстрее раз в сто, когда произносишь ....пожалуйста!
  4. Если вечером встреча скажешь ему...добрый вечер!
  5. Если девочка больна, хрипло кашляет она и чихает снова, скажем ей мы... будь здорова!
  6. За день мы устали очень скажем всем... спокойной ночи!

Молодцы, ребята! Посмотрите какое у меня есть плюшевое сердечко, при помощи него мы поиграем в игру “Комплименты”

(Дети выстраиваются в круг. По очереди, глядя в глаза, участники игры говорят соседу пожелания, хвалят его, восхищаются и передают плюшевое сердечко из рук в руки. Принимающий игрушку кивает головой и говорит: “Спасибо!”. После всех комплиментов дети кладут руку на игрушку и говорят: “Давайте жить дружно!”)

Шапокляк: Я сегодня так много всего узнала и многому научилась. Буду теперь со всеми дружить и совершать только полезные поступки. Спасибо вам, мальчишки и девчонки! До свидания!