Урок истории "Возникновение ислама" для 6-х классов

Разделы: История и обществознание


Цель: Дать представление о возникновении исламской цивилизации

Задачи:

Образовательные:

  • выявить причины возникновения ислама;
  • охарактеризовать жизнь и деятельность Мухаммеда – основателя ислама;
  • выяснить роль ислама в объединении арабских племен.

Развивающие:

  • Способствовать умению анализировать и отличать ценности ислама от других религий.
  • Способствовать формированию интереса уч-ся к истории ислама и творчеству религиозного деятеля.
  • Формирование умения работы с картой и учебной литературой.

Воспитательные: воспитание культуры восприятия и познания через изучение истории ислама.

Форма урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта “Арабы в – VII–XI – вв.” и физическая карта Аравийского полуострова”, цветные карандаши, тетрадь, технологическая карта, иллюстративный материал, учебник.

Ход урока

План урока:

  1. Природа Аравии и занятия населения.
  2. Объединение арабских племен.
  3. Возникновение ислама. Мухаммед – основатель ислама.

Организационный момент.

Инструктаж по технологической карте.

Вводное слово учителя.

Учитель объясняет особенности и порядок работы на уроке, обращает внимание на значительные отличия мусульманской религии от христианской и восточного образа жизни от западного. Необходимо подчеркнуть, что каждая религия и каждый народ своеобразны и неповторимы. То, что кажется нам непонятным, диким, жестоким или, наоборот, слишком мягким или примитивным, с точки зрения другого народа будет вполне естественным. Поэтому важно с пониманием относиться к чужим нравам и обычаям, изучать их.

В начале урока, занятиях, верованиях арабов, появлении Мухаммеда и возникновении ислама.

1. Путешествие по карте – природа Аравии и занятия населения.

Учитель кратко характеризует предысторию образования государства у арабов: рассказывает о природных условиях Аравийского полуострова, во время рассказа учителя уч-ся выполняют задания (№ 1, 2 в карте, 3 – устно) в технологической карте, остальные задания предлагаются выполнить дома.

Учитель: Посмотрите на карту. Этот огромный полуостров в юго-западной Азии называется Аравийским полуостровом. Судя по окраске карты, аравийская степь кажется высохшей, совершенно безводной. Но это не так. Во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности. Разгребите руками песок, и вы увидите воду. Она мутная, горько-соленая на вкус, но питает живительной влагой травы. И не будь ее, аравийская степь превратилась бы в безжизненную пустыню.

Смотрите, вот здесь в степи – низинка (показ на карте одно из зеленых пятен). Вода в ней вышла на поверхность. И тут зеленеют красавицы пальмы. Недаром арабы говорят, что ноги пальмы находятся в воде, а голова в огне.

Арабы-земледельцы выращивали ячмень, финиковые пальмы, виноград, плодовые деревья, сахарный тростник, хлопчатник. Земледельцы с древних времен использовали разнообразные металлические орудия труда, в том числе и плуг с металлическим лемехом. В середине 1 тысячелетия н.э. на юге Аравийского полуострова существовало одно из древнейших государств. В нем развивалось ремесло и торговля. Особенно местные мастера славились обработкой кож и изготовлением оружия. На юге Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы. Всеми этими товарами местные купцы торговали с далекой Индией и Эфиопией.

Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы. Их называли бедуины, что значит “степняки”. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Бедуины разводили верблюдов, лошадей и овец. Верблюд был для бедуина самым главным животным. Степняки питались его молоком и мясом, одевались в теплые одежды, сделанные из верблюжьей шерсти. Их домами были палатки, укрытые верблюжьим войлоком. Из кожи верблюда делали обувь, седла, сбрую и доспехи. Самым лучшим лекарством, которое помогало от многих болезней, был жир этих животных. На верблюдах вместе с семьями и имуществом бедуины переезжали от одной стоянки к другой. На этих же верблюдах сражались с воинственными врагами. Выносливые и преданные животные сами находили дорогу в пустыне, могли долгое время обходиться без еды и питья, никогда не бросали своего хозяина в беде, закрывали собой от песчаных бурь и согревали в холода.

То, чем кочевники могли торговать, они привозили на продажу в крупные города, расположенные вдоль берега Красного моря. Аравия издавна была важным торговым путем из Средиземноморья (Византии) в Африку и Индию. Через Хиджаз проходил большой торговый путь с севера на юг. На нем рано возникли крупные торговые пункты: Мекка, Ясриб и др. Сюда, в Мекку, Таиф и Ясриб (Медину) сходились пути торговых караванов со всей Аравии, из Ирана и других стран. Каждую весну четыре месяца подряд в этих городах проводились ярмарки.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют следующие задания.

Вариант 1. (Заполнение табл.) Природные условия и занятия арабов в V–VII вв.

Природные условия. Занятия.
Аравийский п-ов расположен в Юго-Западной Азии;

Омывается Средиземным, Красным и Аравийским морями;

Большую часть п-ова занимает Аравийская пустыня;

Климат сухой и жаркий, дожди выпадают редко;

на юге и западе Аравии находятся оазисы.

Оседлое земледелие в оазисах;

Кочевое скотоводство (бедуины);

Торговля с Африкой и Индией (через города Мекку и Ясриб).

Вариант 2. (Для классов с развивающим обучением.) Вопросы для учащихся.

Почему основным занятием арабов было кочевое скотоводство? Как вы думаете, каких животных они разводили?

Объясните, почему на Аравийском полуострове была развита торговля?

Повлияли ли природные условия Аравийского полуострова на занятия и образ жизни арабов? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Объединение арабских племен.

Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника ((§ 13, п.2, с. 70–71). Постановка проблемного вопроса: чем было вызвано объединение племен?

Выслушиваются ответы уч-ся, выводы записываются в технологическую карту

3. Возникновение ислама. Мухаммед – основатель ислама.

Учитель: объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Основателем ислама был Мухаммед. Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником.

Аллаха. Первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком, родившимся через полвека после смерти пророка. Она дошла до нас отрывками и частично.

Ученикам предлагается прослушать сообщение уч-ся о жизни Мухаммеда (см. приложение №1) и по ходу рассказа заполнить пропуски в тексте технологической карты (слова, выделенные черным шрифтом) по теме: “Мухаммед – основатель ислама”. После рассказа ученика класс может задать докладчику вопросы, которые возникли в процессе выполнения задания.

Мухаммед – основатель ислама.

Основателем религии ислам был Мухаммед.

Мухаммед – историческая личность, он родился в 570 году в городе Мекка. Детство Мухаммеда было полно трагических событий: отец Абдуллах умер за несколько дней до рождения мальчика, мать – когда ему было всего 6 лет. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка Абд-ал-Мут-талиб, который был одним из почтеннейших старцев в племени курайшитов. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам. В возрасте 12 лет Мухаммед совершил свое первое путешествие с караваном своего дяди в Сирию. Целых полгода мальчик наблюдал жизнь кочующих арабов. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. Он был человеком, знающим толк в торговле, умел водить караваны. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

Под влиянием христианства и иудаизма, которые были тоже известны в Аравии, в – VI – веке здесь появились проповедники единобожия – ханифы, которые поклонялись богу Рахману. Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны. В едином боге Аллахе Мухаммед увидел идеал религии.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. Любимым местом молитв Мухаммеда была гора Хира. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела Джабраила, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности бога и его отношении к человеку. Откровения, полученные на горе Хира, окончательно убедили Мухаммеда в правильности его религиозных представлений.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде созданной им религиозной системы. Самые близкие люди – жена, двоюродный брат, приемный сын – поверили Мухаммеду. Распространение религиозного учения Мухаммеда шло нелегко, тайно. Вместе с другом и единоверием Абу Бакром они создали религиозную общину (умму). Однажды, когда Мухаммед лежал в беседке, укрывшись плащом, снова прозвучал голос, который приказал ему начать публичную проповедь. Первую публичную проповедь Мухаммед провел в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов, которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В 622 году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город Ясриб (Медину). Год переселения стал началом мусульманского летосчисления.

Мединцы приняли Мухаммеда почти всеобщим одобрением. В Медине Мухаммед стал искусным политиком и правителем. Он сплотил все враждующие кланы города, справедливо правил. Люди верили Мухаммеду и шли за ним. Число принявших ислам быстро росло. Медина стала сильным мусульманским центром. Здесь была построена первая мечеть, установлены правила молитв и поведения в быту, были сформированы основные принципы религиозного вероучения. Они были выражены в “откровениях”, составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда.

Но Мекка же оставалась враждебно настроенной против мусульман. Мухаммеду пришлось применить силу, чтобы покорить и образумить курайшитов. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой становятся святыней ислама. Мухаммед очистил языческое святилище Каабу от идолов, оставил лишь “черный камень”. Мухаммед подписал с курайшитами договор о мире и, обратив всех в ислам, вернулся в Медину. В 632 году он умер от болезни, будучи фактически правителем всей Аравии.

Все источники, сообщая о жизни и деятельности Мухаммеда, подчеркивают его скромный образ жизни. Мухаммед несомненно был личностью исключительной, преданным своему делу, умным и гибким политиком. Личные качества Мухаммеда стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. Согласно учению ислама Мухаммед является последним пророком в истории человечества.

Рефлексия: заполнить кроссворд в технологической карте.

По вертикали.

  1. Город – родина основателя ислама (Мекка).
  2. Мусульманское летоисчисление (хиджра).
  3. Религия, способствовавшая объединению арабских племен (ислам).

По горизонтали.

  1. Основатель ислама (Мухаммед).
  2. Имя бога в исламе (Аллах).

Домашнее задание: обратить внимание на новые слова и термины, составить из них кроссворд (5–7 слов; слова в кроссворде могут быть только в единственном числе, имена существительные; кроссворд начертить, но не заполнять, не забыть про вопросы к нему).

Приложение.