Урок психологии в 10-м классе "Анатомия конфликта. Контроль эмоций"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
  • Познакомить со схемой Я-высказывания, как техники конструктивного выражения негативных эмоций;
  • Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Ход занятия.

1. Интеллектуальная разминка.

Популярная книга.

Когда эта книга вышла в первый раз, ее читали лишь немногие очень богатые люди. Сейчас экземпляр этой книги есть, чуть ли не у всех, и очень многие люди часто заглядывают в нее. Однако купить ее в книжном магазине нельзя, как нельзя взять и в библиотеке. Что это за книга?

Церковные колокола I.

Один детектив в воскресенье утром лежал в постели и прислушивался к звону колоколов местной церкви. Вдруг он понял, что слушает фонограмму. Каким образом он догадался об этом?

2. Запись темы урока. Анатомия конфликта

3. Упражнение «Ассоциации»

Какие ассоциации возникают у вас при слове конфликт?

4. Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

В общем-то, конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

? Какие конфликты чаще всего возникают в вашей жизни?

Почему часто конфликт не разрешается в самом начале и продолжает развиваться, приводя к печальным, возможно, результатам?

Всегда ли причина конфликта лежит на поверхности? Почему?

5. Формула конфликта.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия.

Инцидент – повод к конфликту.

Вспомним математику и попробуйте решить, рассуждая логически, что нужно сделать, чтобы разрешить конфликт?

А) исчерпать инцидент;

Б) устранить конфликтную ситуацию.

 

но только в жизни не всё решается математически просто. Как вы думаете почему?

Конфликт = конфлитоген1 + конфликтоген2 + К3 +...

Конфликтоген – это слова, действия или бездействия, которые могут спровоцировать конфликт.

Часто человек, не умея выразить своих негативных чувств, накапливает отрицательные эмоции в себе: в результате обижается, переживает, горюет, растрачивает своё здоровье.

А ведь стоило лишь озвучить то, что вас обидело или огорчило и, возможно, проблема была ба решена.

И сегодня мы попытаемся научиться конструктивно выражать свои чувства, не обостряя отношения и не провоцируя развитие конфликта.

6. Знакомство с Я-высказыванием.

Конструктивное выражение негативных чувств. Конструктив­ному выражению своих негативных чувств — обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии — очень важно научиться. Помните, мы го­ворили с вами о психологических защитах — вытеснении, проек­ции, замещении? Это — несовершенные формы управления «пло­хими чувствами». Чтобы эти чувства не копились в вас и не созда­вали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здо­ровья, психологи говорят, что их нужно отреагировать — т. е. «вы­пустить пар». Однако отреагирование негативных эмоций не долж­но приносить вреда окружающим и вам самим.

Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмо­ций, который может проводиться по следующей схеме.

Анализ негативных эмоций

  1. Почему я так рассержен (обижен, напуган)?
  2. Что я хочу изменить?
  3. Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?
  4. В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? На­сколько «их» («его»)?
  5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (напри­мер, «Они меня не любят...», «Они меня не уважают...»)?

Существуют техники конструктивного выражения собственных негативных эмоций, о которых мы немного говорили в прошлом году, касаясь принципов позитивного воспитания. «Я-высказывания» являются универсальным способом выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, не обижающим другого человека. «Я-вы­сказывание» может быть полезно в любой обстановке, но особенно если вы раздражены, рассержены, в плохом настроении. С помощью этого способа вы можете дать обратную связь (даже если вы так ра­зозлились, что готовы убить вашего незадачливого собеседника) и при этом не вызвать ответную агрессию. Однако требуется созна­тельная установка и тренировка, чтобы применять этот способ даже в пылу ссоры.

Схема «Я-высказывания» такова:

1. Событие. «Когда...» (описание нежелательной ситуации). На­пример: «Кричишь на меня, в компании делаешь мне замечания, говоришь о том-то и том-то...»

2. Ваша реакция. «Я чувствую...» (описание ваших чувств). На­пример: «Я очень злюсь, мне так обидно, что хочется плакать», «Я готов ударить тебя...».

3. Предпочитаемый исход. «Мне хотелось бы, чтобы...» (описа­ние желательного варианта). Например: «Чтобы ты перестала меня упрекать...», «Не говорила мне о том-то...», «Не отпускал шуточек в мой адрес...».

При описании своего эмоционального состояния необходимо из­бегать элемента осуждения лично собеседника как причины этой реакции.

7. Практическая работа.

    • Построение я-высказываний по предложенным ситуациям.

Ваш младший брат изрисовал цветными карандашами тетрадь с сочинениями по литературе.

Мама отругала Вас за неубранную комнату в присутствии твоих друзей.

Ваш одноклассник взял у тебя тетрадь по истории, обещав вернуть вечером, а вернул утром в школе. В результате Вы не сделали домашнюю работу.

Ваш друг обещал сходить с Вами вечером в кинотеатр. Вы прождали его весь вечер, но так и не дождались.

Одноклассник подшучивает над вами при всех.

Когда вы говорите о чём-то серьёзном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

    • Придумывание собственных ситуаций

Обмен ситуациями

Решение

Обсуждение.

? Какая часть формулируется труднее? Почему?

8. Домашнее задание.

Существует много различных способов выражения своих чувств, не нанося обид и оскорблений вашему окружению.

Шутливое письмо.

Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не толь­ко оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения де­ти могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые мо­жно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рас­сердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличи­те все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безграни­чно преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь пи­сать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

— Что было при этом труднее всего?

— Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, на­пример, злость или обиду?

— Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

— Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

— Когда полезно смеяться над конфликтом?

9. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • Я хотел бы сказать.....
  • Сегодня на занятии понял(а), что...
  • Сегодня для меня полезным было...
  • Я не совсем поняла на занятии...
  • Самым трудным для меня было...
  • Мне не понравилось...
  • Мне хотелось бы...