Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Разделы: Математика


Научить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями одна из основных задач учителя математики. Сделать процесс обучения более интересным и увлекательным нам помогут компьютерные технологии.

Тема “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями” занимает важное место в разделе “Обыкновенные дроби”. Полученные знания учащиеся будут применять на последующих уроках. Данный урок является уроком закрепления и совершенствования знаний и опирается на знания, полученные в 5 классе (“Свойство вычитания суммы из числа”) и готовит учащихся к работе с алгебраическими выражениями в 7-м классе (“Правила раскрытия скобок”).

Цель урока: систематизировать изученное на предыдущих уроках, продолжить формирование умений и навыков, стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами и методами решения; проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков.

Задачи:
– обучающие: стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами и методами решения
– развивающие: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умения анализировать и сравнивать.
– воспитательные:

  1. Формирование мировоззрения: показать, что понятия не изолированы друг от друга, а представляют определённою систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи.
  2. Формирование общественных навыков:
    – вычислительных навыков;
    – работы с учебником, дидактическими материалами;
    – эстетических навыков при оформлении записей;
    – самоконтроля и взаимоконтроля.
  3. Формирование качеств личности:
    – трудолюбия, самостоятельности, культуры общения, стремления к самореализации.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, интернет.

Этапы урока.

  1. Актуализации знаний.
  2. Основной этап урока.
    Применение полученных ранее знаний в новой ситуации.
  3. Самостоятельная работа с целью диагностики степени обученности.
  4. Домашнее задание.

(Аналогичные задания были разобраны на уроке.)

Предусматривается задание по выбору учащихся, что снимает вероятность перегрузки.

Главный аспект урока направлен на выбор учащимися более рациональных методов решения заданий. С учётом того, что бы учащиеся смогли применить свои навыки при решении более сложных задач. К концу урока учащиеся должны быть готовы проверить свои знания при выполнении самостоятельной работы с самопроверкой. Учитывая особенности учащихся, в ходе самостоятельной работы необходим дифференцированный подход. Самостоятельная работа состоит из четырёх вариантов. При наличии в кабинете компьютеров, предложить учащимся выполнить вариант самостоятельной работы с использованием ЦОР.
Можно предложить задачу из учебника для тех, кто выполнит работу быстрее других.

Структура урока позволяет обеспечить высокую работоспособность учащихся, добиться положительной мотивации, эмоционального настроя детей, укрепления знаний, проявления интереса к математике.

На случай непредвиденной ситуации, например, решение №356(б) (из домашней работы) можно подготовить заранее.

При недостатке времени на самостоятельную работу, можно ограничить данный вид работы выполнением первого задания, оно более важно для этого урока, а остальные задания перенести на следующий урок. На случай резерва времени, можно подробно разобрать задачу, предложенную домой для любознательных учащихся.

Структура и ход урока

Этапы урока и их содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент (1 мин.). Организационная. Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих.
2. Постановка цели (1 мин.).

Сегодня на уроке мы закрепим и продолжим отрабатывать навыки сложения, вычитания дробей с разными знаменателями и будем выполнять задания не только применяя изученные методы и способы, но и попробуем использовать свои знания для упрощения выражений и нахождения их значений более рациональным способом, а так же при решении задач. Я думаю, к концу урока, вы будете готовы проверить свои знания при выполнении самостоятельной работы.

Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока. Записывают в тетрадь.
3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний (8 мин.).

Дома вам было предложено решить задачу №362 на сравнение величин и
№ 369(б) на нахождение значения выражения.

Проверим ваше решение(работа в парах, обмен тетрадями, взаимопроверка).

Блиц опрос в виде математического диктанта. (Использование ЦОР №1 таблица 2)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61b7dedb-95c1-4902-b96c-24bedfcafbdd/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&subject=16

Обмен тетрадями, взаимопроверка.

Презентация.

Задача № 362 разбирается в том случае, если у учащихся возникли затруднения при её решении (Слайд 2, 3).

При выполнении № 369(б) учащиеся должны показать применение свойства вычитания суммы из числа, если этого не произойдёт, то необходимый способ решения показывает учитель (Слайд 4).
Вызывает, по желанию, ученика.

Проводит анализ домашнего задания. Делает акцент на применение свойства вычитания суммы из числа.

Выставляет оценку за домашнее задание.

Проводит блиц опрос в виде математического диктанта (использует ЦОР), подготавливая учащихся к дальнейшему восприятию материала.

Учащиеся обмениваются тетрадями (работа в парах).Один учащийся комментирует решение, остальные учащиеся сравнивают решения с предложенным, делают выводы, исправляют ошибки используя решение на слайде.

Выполняют математический диктант в двух вариантах, проверка на слайде № 5. Взаимопроверка.

4. Применение полученных ранее знаний в новой ситуации (5 мин.).

Перед вами два задания, необходимо найти значения выражений рациональным способом.

№330 (б) применяем способ группировки,
№331(б) применяем свойство вычитания числа из суммы.
(слайд № 7)

№ 332(б) выполняем все вместе, применяем свойство вычитания суммы из числа (4 мин.).

Предлагаю вам применить свои знания при решении задачи №365 (7 мин.)

Направляет на выбор рационального метода решения, следит за верностью рассуждения учащихся.

Задания №330(б), №331(б) на Слайде 6, 7. Предлагает выполнить по вариантам

Iв. № 330(б)

IIв. № 331(б) с последующим комментированием (слайд № 6). Выставляет оценки за решение.

Примечание: мультимедийное устройство поставить в режим ожидания.

Обращает внимание всего класса на метод решения № 332(б). Вызывает одного учащегося к доске. Следит за решением. Выставляет оценку.

Вызывает к доске одного учащегося.

По методу решения задаёт вопрос: Рационально ли в этом решении применение свойства вычитания суммы из числа?
(если необходимо, направляет учащихся, чтобы они записали второе действие в виде выражения.) Выставляет оценку.

Предлагают методы решения, устно объясняют.

Решают по вариантам, комментируют решение. Самопроверка.

Предлагают способы, устно объясняют.

Решают, следят за решением у доски.
Решающий у доски комментирует сам.

Читают задачу.

Записывают краткую запись условия задачи. Вспоминают, что такое треугольник, как найти периметр треугольника и неизвестную сторону? Решают, следят за решением задачи. Участвуют в обсуждении вопроса.

5. Контроль усвоения полученных знаний (13 мин.).

Предлагаю вам проверить свои знания при выполнении самостоятельной работы.
Самостоятельная работа в 4-х вариантах:
I вариант по карточкам – 1 уровень; II вариант по карточкам – 3 уровень; III и IV варианты – 2 уровень. (Приложение 1). http://fcior.edu.ru/card/6807/slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-raznymi-znamenatelyami-k1.html

(ЦОР № 2 таблица 2)

Закончили, а теперь проверим. Самопроверка (2 мин.). Ответы заготовлены на Слайде 8.

Раздаёт учащимся карточки с заданиями. Следит за выполнением самостоятельной работы. По просьбе учащихся, работает индивидуально. Направляет на выбор рационального метода решения. Следит за временем выполнения работы. Некоторым учащимся предлагается выполнить задание за компьютером http://fcior.edu.ru/card/6807/slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-raznymi-znamenatelyami-k1.html

(ЦОР №2 таблица 2.)

Примечание: включить мультимедийное устройство.

После окончания самостоятельной работы показывает ответы (Слайд 8). Делает диагностику.

Записывают в тетради номер варианта. Решают, могут получать индивидуальные консультации. Следят за временем, выполнения работы.

Каждый сам проверяет свои ответы, если ответ верный, ставят(+), если нет (-)

6. Домашнее задание (2 мин.). (Слайд 9)

№ 330(а), № 331(а), №332(а), повторить определения.

Поясняет домашнее задание, обращая внимание, что аналогичные задания были разобраны на уроке. Внимательно прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание.
7. Подведение итогов урока (2 мин.).
Сложение, вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями одна из важнейших тем курса математики. Полученные знания вы будете применять на практике при решении задач, уравнений не только на уроках математики, но и физики, химии, географии и других. Сегодня на уроке вы все очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо за урок! (Слайд 10)
Подводит итоги. Объявляет оценки. Раздаёт тетради. Сдают тетради, получают другие.

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЦОР

Название ресурса. Тип, вид ресурса. Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.). Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР.
1 Математический диктант ЦОР Презентация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61b7dedb-95c1-4902-b96c-24bedfcafbdd/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&subject=16
2 Контроль знаний ЦОР Тест http://fcior.edu.ru/card/6807/slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-raznymi-znamenatelyami-k1.html

Литература

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Учебник “Математика – 6”.  Мнемозина, 2010 г.

Раздаточный материал Приложение 1.

Презентация.