Проект "Знай и люби родной край"

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Обоснование актуальности выбора темы.

В ком нет любви к стране родной,
те сердцем нищие калеки.
Тарас Шевченко

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов
Шарль Луи де Монтескьё

Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.

Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

Академик Д.С. Лихачев говорил: “Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”. Считаю, что воспитатель не должен допускать такого равнодушия у детей, которые через год станут школьниками.

Большие возможности по реализации этого направления в работе открывает примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство” авторы Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., переработанная в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Цель программы - обеспечение целостного развития       личности ребенка в период дошкольного детства:   физического, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем    его взаимодействия с различными сферами бытия и  культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы,   декоративно - прикладное искусство.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, когда дети сами активно участвуют в образовательном процессе, где широко применялась наглядность, поэтому разработка такой методики воспитания в детском саду, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.

Именно поэтому считаем необходимым разработать (с целью дальнейшей реализации) педагогический проект по теме “Знай и люби родной край”.

Для успешной реализации проекта за основу взята модель взаимодействия “педагог - дети – родители”.

2. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность.

Цель проекта - создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данного проекта, способствующего приобщению детей к традиционной культуре родного края.

Задачи проекта:

  • Развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой родины.
  • Знакомство с культурой, бытом, традициями родного края, приобщение к народной культуре.
  • Формирование чувства гордости за свой город, край и его людей.
  • Воспитание любви к малой родине и гордости за свой край.
  • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

  • Развивающий принцип - народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение.
  • Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров.
  • Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Весьегонского края.
  • Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.
  • Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

С целью комплексного решения задач проекта необходимо продолжить и систематизировать взаимодействие с представителями социальных институтов занимающихся вопросами краеведения:

  • Весьегонский краеведческий музей.
  • Муниципальное учреждение культуры Весьегонский районный дом культуры.
  • Детская библиотека – филиал муниципального учреждения культуры Весьегонская межпоселенческая центральная библиотека им. Д.И. Шеховского.
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Районный дом школьников”.
  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4- мини музей “Русская изба”.
  • Салон “Русские ремесла”.

Участники проекта:

  • воспитанники подготовительной группы;
  • родители (законные представители), другие члены семьи ребёнка;
  • воспитатели детского сада, музыкальный руководитель.

Цель работы с воспитанниками:

  • развитие нравственно-коммуникативных качеств, умения сопереживать друг другу, воспитание чувства коллективизма;
  • развитие творческих способностей.

Цель работы с родителями: стимулирование участия в реализации краеведческих идей проекта.

Задачи:

  • побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям Весьегонского края;
  • формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края;
  • способствовать раскрытию творческих способностей членов семьи.

Задачи для педагога:

  • организация взаимодействия детского сада с социумом, с целью реализации краеведческого принципа;
  • развитие профессиональной компетентности и личностного потенциала.

Сроки реализации проекта: 2013-2014 учебный год (сентябрь – май)

Тематические занятия - 12 часов

Интегрированные занятия – 12 часов

Развлечения – 8 часов

Праздники - 6 часов

Экскурсии – 10 часов

Тематические акции - 2 часа

Ожидаемые результаты

Дети:

  • повышение уровня этнокультурного развития воспитанников детского сада;
  • перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей;
  • эмоционально-эстетическое развитие ребенка, проявляющееся в понимании красоты народных изделий, песенного, танцевального, художественного творчества;
  • умение воспроизводить характерные признаки предметов и явлений Весьегонского быта в продуктивных видах деятельности.

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Воспитатели, музыкальный руководитель:

  • повышение профессиональной компетентности и личностного потенциала воспитателя и музыкального руководителя в области проектной деятельности;
  • систематизация и совершенствование краеведческой работы в детском саду №3.

3. Реализации проекта

3.1. Подготовительный этап:

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
  2. Согласование плана работы с учреждениями и выявление их возможностей в рамках сотрудничества.
  3. Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3.2. Основной этап реализации проекта:

Мероприятия Участники Сроки Ответственный
1 Диагностика “Знаешь ли ты свой город?” дети, родители сентябрь, май воспитатель
2 Знакомство с народным творчеством “Умельцы земли Весьегонской”
2.1 Экскурсия в “Салон ремесел” “Народное творчество Весьегонского края” дети сентябрь воспитатель, экскурсовод (по согласованию)
2.2 Встреча с художником, резчиком по дереву В.Арефьевым “Художественная резьба по дереву” дети

 

ноябрь воспитатель, сотрудник музея (по согласованию)
2.3 НОД Художественное творчество “Резьба по мылу” дети ноябрь воспитатель
2.4 Интерактивное занятие в музее “Жили-были” дети март воспитатель, экскурсовод (по согласованию)
2.5 Мастер-класс “Игрушка наших прабабушек” дети март воспитатель, экскурсовод музея (по согласованию)
3 Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками “Игры, песни и костюмы наших предков”
3.1 Просмотр видеофильма “Командировка в Россию” о творчестве Барановского народного фольклорного хора дети

 

декабрь

 

воспитатель,

библиотекарь (по согласованию)

3.2 “Пришла коляда накануне Рождества” дети, родители и другие члены семьи декабрь воспитатель, музыкальный руководитель
3.3 “Калейдоскоп народных игр” дети, родители в течение года воспитатель, муз руководитель
3.4 Развлечение “Весьегонские частушки” дети, родители и другие члены семьи май воспитатель, музыкальный руководитель
3.5 Праздник “Масленица” дети, родители и другие члены семьи апрель воспитатель, музыкальный руководитель, родительский комитет
4 Знакомство с историей города “Весьегонск- прошлое и настоящее”
4.1 Обзорная экскурсия по экспозициям “Здравствуй, музей!” дети сентябрь сотрудник музея (по согласова-нию), воспитатель
4.2 “Школа Рака” театр на ладошке дети октябрь сотрудник музея (по согласованию), воспитатель
4.3 Видео- экскурсия “Мой край, моя история” дети октябрь воспитатель, библиотекарь (по согласованию)
4.4 Комплексное занятие “История улиц моего города” дети 1 раз в

месяц

воспитатель
4.5 Обзорная экскурсия по городу “Улица – памятник человеку” дети в течение года воспитатель,

родители (по согласованию)

4.6 Цикл познавательных занятий “Старинный сундук” дети в течение года воспитатель, сотрудник

музея (по согласованию)

4.7 Посещение мини – музея при д/с № 4 “Русская изба” дети ноябрь воспитатель,

экскурсовод музея (по согласованию)

4.8 Тематические акции “Зеленая елочка - живая иголочка”; “Накорми птиц зимой” Экскурсии в Дом школьников дети, родители и другие члены семьи ноябрь, декабрь воспитатель, методист Дома школьников (по согласованию)
4.9 Интегрированное занятие в музее “Крестьянская школа” дети февраль воспитатель, сотрудник музея (по согласованию)
5 Знакомство с местными авторами произведений, журналистами, поэтами и художниками “Созвездие имен”
5.1 Целевая прогулка “Люди, которыми гордится город” (к доске Почета) дети апрель воспитатель
5.2 Музыкально- литературная встреча “Мир звуков” дети февраль библиотекарь (по согласованию),

воспитатель

5.3 “Мир красок” знакомство с творчеством член Союза художников Г.Угрюмовым дети март воспитатель экскурсовод музея (по согласованию)
5.4 “Весьегонцы в годы ВОВ” дети, родители и другие члены семьи май воспитатель, библиотекарь, экскурсовод салона “Русские ремесла” (по согласованию)
5.5 Выпуск семейной газеты “Люблю тебя, мой край родной” родители, дети и другие члены семьи май воспитатель, родительский комитет
5.6 Итоговое занятие “Конкурс знатоков родного города” дети родители май воспитатель

4. Заключительный этап.

  1. Проведение диагностики (сентябрь, май)
  2. Мониторинг педагогических достижений воспитанников.
  3. Анализ результатов реализации данного проекта:
    1. Подведение итогов в отчетах педагогов, обсуждение деятельности в детском и педагогическом коллективах (викторина “Знай и люби родной край”).
    2. Анкетирование родителей.

5. Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

3.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – изд. М.: ГЦЛ, 2004

4. Булавкина М. И. Деревенские праздники в селениях Ёгонского сельского поселения рукопись

5. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду – изд. “Скрипторий”, 2007

6. Красная книга Тверской области - изд. “Антэк”, 2002.

7. Купцов Б.Ф. Весьёгонск. Вехи истории - изд. “Тверь”, 1997.

8. Ларин Г.А. Весьегония - изд. “Ключ-С”,2010.

9. Ларин Г.А. Краеведческий словарь Весьегонского района - изд. “ Тверь”, 1994.

10. Тверская область : энцикл. справ. [ред.-сост. М. А. Ильин]. — Тверь: обл. кн.-журн. изд-во, 1994

11. Федорова Г.П. Пой, пляши, играй от души – изд. “ ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

12. Шеховцов Н.М. Весьегонск. На рубеже тысячелетий – изд.“ Тверь”, 2000.

13. Шеховцов Н.М. Древний край Весьегонский - изд. “Тверь”, 1997