Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


В уставе Всемирной организации (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать». Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное – научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Сегодня содружество медицинской и педагогической наук накопило значительный опыт здоровьесбережения, формирования здорового образа жизни человека (К.Г. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.В. Колбанов, В.И. Сыренский, Л.Г. Татарникова), представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода (С.А. Козлова), опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), формирования здоровья (Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова, Т.Н. Доронова, Т.В. Кудрявцев), приобретения знаний и умений дошкольников в организации здорового образа жизни (В.Г. Алямовская, Г.А. Баранчукова, Н.Л. Лагуткина, М.Л. Лазарев, Т.Л. Розанова, Л.В. Симошина, Л.Г. Татарникова), который должен быть востребован в педагогическом процессе ДОУ.

По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ за 2004 год, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться: во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинги состояния здоровья каждого ребенка, учете и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. За последние три года исследования показали, что большинство детей поступали в ДОУ в младшем возрасте. В зависимости от проявления туберкулезной инфекции, детей можно было подразделить на основные подгруппы:

  • здоровые, имеющие семейный контакт (но не бациллярный) и проживающие с бациллярным больным – до 58%;
  • инфицированные – до 20%;
  • диагностическая группа (часто болеющие, с неустановленным периодом инфицированности, дети с неясными заболеваниями легких и т. д.) – до 22%.

В единичных случаях в дошкольное учреждение поступали дети после перенесенного специфического заболевания и проведенного лечения в стационаре или дома. В детском саду находились дошкольники 2 и 3 групп здоровья. Во все возрастные периоды соотношение детей, имеющих хронические заболевания и функциональные отклонения в состоянии здоровья, оставалось довольно постоянным (соответственно 24-27% и 73-76%).

Рассматривая структуру хронических заболеваний (3 группы здоровья), следует отметить, что во всех возрастных группах на первом месте находится заболевание костно-мышечной системы (плоскостопие и нарушение осанки) – до 60%.

В большой степени у данного контингента детей встречаются аллергические заболевания – 6,3-21,4% (бронхиальная астма и атопический дерматит, нейродерматиты) и заболевания органов дыхания – 3-20% (бронхиальная астма, заболевания носоглотки: хронические тонзиллиты, аденоиды). Специфические заболевания – первичный туберкулезный комплекс (1 ребенок), поражение мезентеральных лимфоузлов (4 детей).

Самую многочисленную группу составляли дошкольники, имеющие функциональные отклонения со стороны ряда органов и систем, и дети, длительно и часто болеющие (2 группа здоровья), – до 77%.

Большинство наблюдаемых детей во всех возрастных группах имели 3-4 отклонения (каждый ребенок) и только половина исследуемых – 1-2.

Анализ полученных данных показал, что 79,5% детей имели нормальное физическое развитие. Число дошкольников, имеющих дефицит 1-2 степени, находилось в пределах 20,5%, что характеризует сниженный уровень их здоровья.

Оценка состояния нервно-психического здоровья и развития показала, что большинство детей имели хороший и средний уровень, но при этом у половины из них наблюдались нарушения в эффективной сфере и психомоторная нестабильность.

Ведущее направление в организации лечебно-оздоровительной работы – использование немедикаментозных средств, и в первую очередь физических упражнений и закаливания детского организма. Непременным условием являлось создание условий в ДОУ для этих мероприятий, подготовка медицинских и педагогических кадров.

В основу оздоровительной работы лег индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его состояния здоровья и уровней психического и физического развития.

Последние три года исследований показали, что использованные профилактические и оздоровительные технологии позволяют получить положительные результаты в оздоровлении детей.

Многолетние исследования специалистов и анализ состояния здоровья дошкольников позволяет говорить об его ухудшении в организованных коллективах.

Количество здоровых детей не превышает 15-20%, увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка. Отмечается рост хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.

Функционирование ДОУ коррекционной направленности отражает специфику и потребность дифференцированного индивидуального подхода к конкретному ребенку с учетом его здоровья и уровня развития. Организация учебно-воспитательного процесса направлена на всесторонний учет психофизиологических и функциональных возможностей детского организма.

В Положении о туберкулезных детских садах для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза отмечено, что функционирование таких дошкольных учреждений имеет своей целью проведение лечебно-профилактических мероприятий, предупреждающих развитие туберкулезных заболеваний у детей, инфицированных туберкулезом, и полное клиническое излечение детей с малыми затихающими формами туберкулеза. Следовательно, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, на основе новых инновационных оздоровительных технологий специализированных ДОУ. Основные задачи в этой работе:

  1. формировать у коллектива определенное отношение к инновационной деятельности;
  2. разработать и внедрить комплексную систему оздоровления детей данного профиля заболевания с учетом регламентации воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы;
  3. повысить функциональные возможности детей, социальную адаптацию и улучшить состояние их здоровья.

Эта работа предусматривает реализацию новых подходов и технологий, направленных на улучшение качества жизни и состояния здоровья детей, разработку методов лечебно-оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий.

Управленческая деятельность руководителя в условиях реализации программы предполагает определенную систему работы как с коллективом, так и с подбором теоретического материала, поиском методов и средств для достижения цели.

В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения каждого педагога. Поэтому для руководителя стоит необходимость в формировании у коллектива определенного отношения к инновационной деятельности и подготовки к ней педагогов.

Информация о состоянии здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение ложиться в основу всей последующей деятельности коллектива. Мониторинг состояния здоровья дошкольников проводится медиками и предусматривает определение форм основного заболевания, выявления сопутствующих заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, оценку функциональных и адаптивных возможностей для установления оптимальных учебно-воспитательных нагрузок.

Воспитательно-образовательный процесс строится следующим образом:

  1. Часть видов деятельности выносится в повседневную жизнь и в сетке часов они не приводятся.
  2. Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей; если воспитатель видит, что дети утомлены, не внимательны, то на занятии он дает основу, а закрепление материала проходит в подгрупповой и индивидуальной работе.
  3. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, на воздухе. Так, в уголке природы проводятся занятия по ознакомлению детей с живыми объектами, комнатными растениями, по экологическому воспитанию и т. д., в книжном уголке – занятия по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром.
  4. Для младших дошкольников используется щадящий режим, позволяющий детям быстрее и легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения (вводится в первые два месяца пребывания детей в ДОУ).

Гибкий режим для детей младшей группы особенно важен по ряду причин. Ребенок, как правило, попадает в детский коллектив, где новое окружение, новые лица, дисциплина, – все это требует от него больших душевных и физических сил.

С другой стороны, возраст 3-4 года – продолжение развития и формирования здоровья. Заболевание ребенка в этом возрасте ведет к значительному снижению защитных сил организма, а значит, требуется большая затрата энергии и функциональных резервов для восстановления и укрепления нарушенного здоровья. Поэтому создание в детском саду положительной эмоциональной атмосферы, доброго, внимательного отношения помогут ребенку легче адаптироваться к новым условиям.

Режим жизни должен быть «подвижно-адаптивным» в зависимости от уровня психического развития детей и их состояния здоровья; он предусматривает:

  • увеличение периода приема детей в утренние часы (до 9.00);
  • увеличение продолжительности дневного и ночного сна, с достаточным доступом свежего воздуха;
  • строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;
  • творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;
  • использование кабинетов (ароматерапия) для психологической разгрузки детей и проведения занятий, досугов и развлечений;
  • чередование умственной и физической деятельности;
  • сокращение времени пребывания ребенка в детском саду допустимо при благоприятных условиях в семье (отсутствие контакта с больными туберкулезом).

Задачи профилактики заболеваний, физического, психического, интеллектуального развития, коррекции интегрируются в работе всего педагогического коллектива.

Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения, поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития эмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций.

Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально-ритмические упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания, и использует этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психоэмоциональной сферы.

В нашем ДОУ задачи воспитания, обучения и оздоровления взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом состояния его здоровья и уровня развития.

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги). Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям. 

  1. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  3. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
  4. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии и т.д.);
  • участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
  • целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.

Современное дошкольное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья детей в семье. Эта помощь может быть выражена в различных формах взаимодействия. Одной из нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ является проект по созданию Ассоциации «Давайте сотрудничать» Приложение 1, положение об Ассоциации Приложение 2, традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Приложение 3.