Проект "Мои любимые сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.

Задачи:

  • создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
  • закрепить и расширить знания детей о сказках;
  • развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
  • способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
  • продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Подготовительный этап:

  1. Организация “Книжного марафона”. Дети и родители предварительно за 2-3 недели начитывают дома детские художественные произведения: русские народные, авторские, волшебные сказки. Можно предложить завести специальный альбом, в который они записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картинку.
  2. Изготовление книжек – малышек, книжек – тренажёров в старших группах детского сада для групп раннего возраста.
  3. Изготовление портретов сказочных героев, вылепленных фигурок сказочных животных.
  4. Подбор сказочного оружия.
  5. Изготовление костюмов сказочных персонажей.
  6. Изготовление сказочных шляпок для коллекции – оформление выставки.
  7. Подбор вопросов для викторин для воспитателей, родителей и детей.

План проведения “Недели сказок”

Понедельник

“Встреча со сказкой” - развлечение для детей дошкольного возраста.

Блиц-опрос для воспитателей “Любимые произведения воспитанников”.

Вторник

Викторины для родителей и детей в группах.

Среда

Открытие “Музея сказок”.

Экспозиции:

  1. Портретная галерея сказочных героев.
  2. Волшебный зоосад.
  3. Уголок сказочных предметов.
  4. Оружейная.
  5. Зал волшебного транспорта.

Четверг

Дефиле сказочных персонажей.

Участники: 2-3 ребёнка с групп дошкольного возраста.

Пятница

Показ кукольных театров силами детей для групп раннего возраста, силами педагогов для детей дошкольного возраста.

Оформление выставки “Коллекция сказочных шляпок.

В гостях у сказки

/развлечение для детей дошкольного возраста/

Программное содержание: закрепить знания детей о сказках (авторских, волшебных, русских народных), учить узнавать и называть детских писателей-сказочников, правильно отвечать на поставленные вопросы, развивать творческое воображение детей, коммуникативные навыки, воспитывать любознательность.

Ход

Станция 1. Выставка книг – сказок
(см. “Программу воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А.Васильевой)

Станция 2. “Угадай-ка”

II младшая и средняя группа:

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он пустился.

А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От неё уйти не смог.
Что за сказка? (“Колобок”)

Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама их любила,
Молочком поила.
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки: (“Волк и семеро козлят”)

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несёт её ответь, быстрыми шагами?
А несёт её медведь вместе с пирогами.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка, это - … (“Маша и Медведь”)

Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.
По слогам читает Федя:
Это сказка … (“Три медведя”)

А дорога далека, а дорога нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок…
Чьи это слова? (Медведя)

Всех он любит непременно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…. (Крокодил)

- Как называется сказка К.Чуковского про мальчика – грязнулю? (Мойдодыр)

- Какой знаменитый доктор живёт в сказке К.И. Чуковского? (Доктор Айболит)

- В кого превратился Иванушка братец Алёнушки? (В козлёнка)

- Какие русские народные сказки вы знаете? (По программе)

Старшие, подготовительные к школе группы

1. - Кто из героев мог дать такое объявление? Из какой сказки? (Автор)

- Несу золотые яйца. Дорого. /Курочка Ряба из одноименной русской народной сказки/

- Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. /Буратино из сказки А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”/

- Отмою всё! /Мойдодыр из одноименной сказки К.Чуковского/

- Отнесу пирожок вашей бабушке. /Красная Шапочка из сказки Ш.Перро/

- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. /Доктор Айболит из сказки К.Чуковского/

- Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. /Русская народная сказка “Гуси-лебеди”/

2. - Как звали кота из сказок про дядю Фёдора? /Матроскин/

- Кто автор книг про Дядю Стёпу? /Сергей Михалков/

- Какую книгу папа Карло купил Буратино? /Азбуку/

- Кто произносит такие слова: “Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” /Царица/

- На чём любит играть крокодил Гена? /на гармошке/

- Кто знал такие слова “По щучьему велению, по моему хотению”? /Емеля/

Станция 3. “Художественная мастерская”

Вед. – Вам, ребята, предстоит тяжёлое испытание. Необходимо из готовых фигур составить портрет сказочного персонажа, наклеить его и определить из какой он сказки.

/Дети выполняют практическое задание/ Музыкальная пауза

Станция 4. “Воображай-ка”

II младшая и средняя группа – разрезные картинки, кубики.

Старшая, подготовительная к школе группа – пазлы.

/Дети собирают сказку и отгадывают её название/

Станция 5. “Творческая”

Герои какой сказки здесь побывали?

- На столах разложены атрибуты к сказкам. Детям необходимо узнать, чьи это предметы, отгадать название сказки. Далее дети обыгрывают атрибуты (драматизация сказки, показ настольного театра, кукольный театр)

/Выход детей под мелодию сказочных персонажей/

Блиц-опрос педагогов
“Любимые произведения воспитанников”

Мультфильмы

  1. Какой мост был построен в мультфильме “Волшебное кольцо”?
  2. С помощью каких слов взлетал летучий корабль из одноимённого мультфильма?
  3. 3.“Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети!”. Из какого мультфильма эта песенка?

Мойдодыр

  1. Откуда вышел умывальник в сказке К.И.Чуковского “Мойдодыр”?
  2. Чем была замазана шея мальчика?
  3. Какими словами заканчивается это стихотворение?

Русские народные сказки

  1. Кто в сказке “Иван-царевич и серый волк” повадился клевать золотые яблоки?
  2. В какой волшебной сказке девушка “три чугунных посоха изломала, три пары железных сапог истоптала”, пока искала своего суженого?
  3. В какое время года заканчивается сказка “Снегурочка”?

Доктор Айболит

  1. С какой бедой пришёл к Айболиту Барбос?
  2. Кто помогал Айболиту добраться до больных зверят (очередность)?
  3. Кто пел: “Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!”

Злодеи

  1. Кем хотела стать Пеппи Длинный Чулок, когда вырастет?
  2. В кого превращался людоед в сказке “Кот в сапогах”?
  3. Кто постоянно вынуждал кота Леопольда “идти на бой”?

Сказочные героини

  1. Как звали главную героиню сказки Х.К.Андерсена “Дикие лебеди”?
  2. Назовите имя царевны из мультфильма “Летучий корабль”?
  3. Как звали прекрасную принцессу, дочь султана из мультфильма “Алладин”?
  4. Чем освещались чертоги Снежной королевы?

Золотая рыбка

  1. Какое жилище было у старика и старухи?
  2. Каким словами заканчивается сказка?

Золотой ключик

  1. Чем зарабатывал себе на пропитание папа Карло?
  2. Что обнаружили герои сказки за потайной дверью?

Аленький цветочек

  1. Кто написал сказку “Аленький цветочек”?
  2. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
  3. На сколько отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

Цветик-семицветик

  1. Сколько баранок купила Женя по просьбе мамы?
  2. Какое было первое желание девочки?
  3. Лепестка какого цвета не было у цветика – семицветика?

Незнайка и его друзья

  1. В каком городе жили Незнайка и его друзья?
  2. Чем, по мнению доктора Медуницы, нужно смазывать раны и царапины?

Дядя Стёпа

  1. Как фамилия у Дяди Стёпы?
  2. Где служил д.Стёпа?
  3. Дядя Стёпа получил первый приз в соревнованиях….

Волшебник Изумрудного города

  1. С чего началась эта история?
  2. Какое самое заветное желание было у Железного Дровосека?
  3. Кто стал правителем Изумрудного города вместо Гудвина?

Праздник Непослушания

  1. Кто автор этой истории?
  2. Где происходили события, описанные в этой сказке?
  3. Где собрались в полночь все взрослые?
  4. Сколько длился праздник Непослушания?

Сказка о царе Салтане

  1. Куда отправился царь после венчания?
  2. Сколько раз князь Гвидон отправлялся в царство славного Салтана?
  3. “Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт…” А какие скорлупки у этих орешек?

Сказки Х.К.Андерсена

  1. Стойкий оловянный солдатик был сыном …
  2. В какой сказке короля обманывали, что он одет в чудесный наряд?
  3. Из чего Кай складывал фигуры в чертогах Снежной Королевы?

Рассказы Н.Носова

  1. Что делали Володя и Вадик до того, как увидели “живую шляпу”?
  2. Где происходили события в рассказе “Мишкина каша”?

Рассказы В.Драгунского

  1. Как начинается рассказ “Девочка на шаре”? “Однажды мы всем классом пошли…”
  2. Какую букву не выговаривали герои рассказа “Заколдованная буква”?
  3. Какую премию получил Дениска в рассказе “Ровно 25 кило”?

Детско-родительские состязания

Литературные викторины не только приносят детям радость и формируют живой интерес к книгам, но и объединяют детей с родителями. Ведь надо помочь ребенку подготовиться к игре – подобрать и прочитать ему нужные книги, отыскать открытки или репродукции с иллюстрациями, приобрести мультипликационную экранизацию сказки или её аудиозапись. А иногда приходится и костюмы шить, и сказочные аксессуары делать.

Одним словом, проводить литературные викторины в детском саду полезно. Их можно сделать регулярным событием – наподобие игр клуба знатоков.

Помещение, в котором проводится викторина, украшается коллективной аппликацией или коллажем на тему прочитанной сказки или выставкой рисунков и поделок. Обязательным атрибутом игры станет волчок: быть знатоками, значит знатоками!

Из детей формируются команды знатоков сказок. Участники заранее придумывают командам названия и эмблемы.

Игроки рассаживаются за командными столами. На столе ведущего – волчок, карточки с заданиями и другие атрибуты игры. Независимый арбитр (взрослый) выставляет на специальном табло карточки с количеством баллов, набираемых каждой командой.

В коне игры члены команды–победительницы получают в награду книжки. Всех участников угощают сладостями и фруктами. Победителю игры со зрителями дарят сувенир.

Вопросы для родителей подбираются потруднее.

Дефиле сказочных персонажей

Дети в костюмах представляют различных сказочных персонажей. Представление происходит следующим образом: под музыку ребёнок появляется перед детьми, двигаясь характерным для своего персонажа образом. Данный персонаж может сообщить из какой сказки пришёл. Дети-зрители говорят, кто написал эту сказку, кто лучшие друзья данного персонажа, кто враги.

Далее персонаж может спеть песенку, рассказать небольшое стихотворение или станцевать.

Для представления персонажи из одной сказки могут объединиться и выступить группой.

Дефиле ведёт ведущий (может быть в костюме известного сказочного персонажа, а может и в костюме сказочника). Ведущий предваряет появление персонажей загадкой, организует музыкально-ритмические паузы, когда все дети вместе с персонажем поют и двигаются под музыку.

Дефиле сказочных персонажей
(сценарий проведения, для детей дошкольного возраста)

Ведущий. Мы сегодня пригласили вас на “Дефиле сказочных персонажей”. Что такое дефиле?

Дети. Где показывают платья.

Ведущий. Это показ моды, где можно увидеть грациозных красавиц, демонстрация костюмов, где красавицы легкой походкой проходят по подиуму. У нас подиум будет – дорожка.

Но сегодня будет необычное дефиле – Дефиле сказочных персонажей. Итак “Праздник сказки” продолжается. И в гости к нам пришла персонажи из разных сказок – русских народных, волшебных, авторских, сказок о животных.

Дефиле начинают персонажи из сказок о животных.

Есть такой персонаж, отгадайте-ка кто такой: “Летом серый, зимой белый”.

Дети. Заяц.

Ведущий. Встречайте зайчика.

Выходит зайчик.

Ведущий. В каких сказках встречается этот персонаж?

Дети. “Теремок”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Рукавичка” и т.д.

Ведущий. А сейчас следующий персонаж.

Играет музыка, выходят лисички.

Ведущий. Кто это?

Дети. Лисички.

Ведущий. В каких сказках встречаются, живут эти персонажи?

Дети. “Лисичка со скалочкой”, “Лиса и журавль”, “Лиса и заяц”, “Лиса и волк”, “Теремок”, “Колобок”, “Рукавичка”, “Кот, петух и лиса” и т.д.

Ведущий. Как называют её в сказках?

Дети. Лиса Патрикеевна, Лисичка-сестричка, Рыжая плутовка и др.

Ведущий. А почему их две к нам в гости пришло. Давайте спросим у лисичек. Лисички, а вы из каких сказок к нам пришли?

Лисички. “Колобок”. “Лиса и Заяц”.

Ведущий. Вот как интересно. Спасибо лисички, забегайте ещё к нам, будем ждать. А сейчас к нам спешат персонажи из русских народных сказок.

Этот персонаж был очень добрый. Она помогала девочке, почти всю работу за неё выполняла. И за это её невзлюбили и решили со свету извести. Кто это? (Если затрудняются, сказать про сестёр: одноглазка, двуглазка, трёхглазка.)

Дети. Крошечка Хаврошечка.

Выходит Корова.

Ведущий. Встречается этот персонаж ещё в каких-нибудь сказках?

Корова проходит по залу, прощается с детьми.

Ведущий. А в этой сказке была злая ведьма, которая хотела стать женой доброго молодца. И непослушный мальчик. Это сказка?

Дети. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Выходят сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ведущий. Что произошло в этой сказке? Как Иванушка стал мальчиком снова?

Дети. Ведьма хотела стать женой доброго молодца. Козлёночек перекувыркнулся через голову и стал мальчиком.

Ведущий. Но ведь русские народные сказки на этом не заканчиваются, их очень много. Есть ещё одна сказка, сюжет которой начинается зимой, а заканчивается летом. Что это за сказка?

Дети. Снегурочка.

Выходит Снегурочка

Ведущий. Какие сказки с участием Снегурочки вы знаете?

Дети. “Снегурушка и лиса”.

Ведущий. Молодцы. А ещё есть авторские сказки, которые написали разные писатели Ш.Перро, А.Н.Толстой, Г.Х.Андерсен, К.И.Чуковский и многие другие писатели – сказочники, и герои этих сказок сейчас к нам спешат.

По очереди выходят герои: Красная шапочка, Буратино, Красная шапочка и серый Волк (танец), Дюймовочка, Женя (Цветик - семицветик

Ведущий (при выходе персонажа). Кто автор этой сказки? О чём эта сказка? Чем заканчивается сказка? И другие вопросы.

Выходит Бармалей.

Ведущий. Бармалей посмотрите – ка испугался, что здесь много детей. А давайте мы его ещё больше напугаем, чтобы он не вернулся к нам. Вставайте, потопаем ногами, похлопаем в ладоши, помашем руками. Молодцы, присаживайтесь.

Ну, а сейчас начинается волшебство. Волшебные сказки уже на пороге…

…Жил-был король…

Выходит Король и Принцессой (танец)

Ведущий.В каких сказках живёт Король?

Дети. “Кот в сапогах”, “Спящая красавица”, “Золушка” Ш.Перро, “Новый наряд короля” Г.Х.Андерсена, “Король- дроздовик” Я.и В.Гримм и другие

Ведущий. Молодцы. Давайте проводим Короля и Принцессу. А эта дамочка всегда и везде любит всё испортить.

Музыка, выбегает Баба Яга

Ведущий. Но хоть она всё портит, есть другие – добрые, которые готовы всегда прийти на помощь, исправить.

Выходят Фея, Волшебница

Ведущий. Но в волшебных сказках есть много других персонажей.

По очереди выходят: Золушка, Белоснежка с гномом, Василиса Премудрая, Кот в сапогах

Ведущий (при выходе персонажа). Какое волшебство происходило в этой сказке? Кто автор сказки? Чем закончилась эта история?

А сейчас попросим всех персонажей выйти к нам!

Сказочные персонажи проходят круг почёта

Ведущий. На этом Дефиле сказочных персонажей заканчивается, но сказка никогда не заканчивается, она всегда остаётся с нами.

Приложение 1

Приложение 2