Урок по естествознанию в 5-м классе "Сила тяготения. Тяготение на Земле и других планетах Солнечной системы"

Разделы: География


Цели урока.

Образовательные: формировать умение школьников выдвигать гипотезы, приводить аргументы для обоснования выводов; формировать умения быстро мыслить, кратко излагать свои мысли.

Развивающие: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, продолжить развитие мышления школьников при постановке учебных проблем в эвристической беседе.

Воспитательные: прививать интерес к чтению дополнительной литературы, воспитание чувства коллективизма при работе в группах.

Задачи урока: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания; развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, подготовки сообщений.

Оборудование: ТСО, литература, видеофрагменты “Всемирное тяготение”, “Вулканы”, модель вулкана, энциклопедии, таблицы, иллюстрации, карточки для индивидуальной и групповой работы, выставка книг.

План урока

Этап Время Приемы и методы
1 . Организационный этап

2. Подготовка учащихся к, активному усвоению знаний

3. Усвоение знаний

4. Обобщение и систематизация знаний

5. Проверка знаний

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1 мин.

2 мин.

8 мин.

20 мин.

5 мин.

3 мин.

1 мин.

Приветствие учеников и гостей.

Сообщение темы и постановка целей урока.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа на местах и у доски, просмотр видеофрагмента.

Работа в группах; просмотр видеофрагмента, опыта, индивидуальная и дифференцированная работа

Выполнение тестового задания

Взаимопроверка

Составление кроссворда

Ход урока

I. Организационный этап

II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний

1. Беседа.

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. В этом учебном году вы приступили к изучению двух новых предметов “Физика. Химия” и “Естествознание”. В этих двух курсах есть темы, которые очень тесно связаны между собой. Сформулировать тему урока вам поможет шуточное стихотворение.

Сидел в саду сэр Ньютон
Мышлением окутан.
Вдруг на физические интегралы
Большое яблоко упало.
Ученый муж в одно мгновенье
Явленьем этим одарен
Находит мировой закон о тяготении.

- О какой силе в нём шла речь?

- Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о силе тяготения на Земле и планетах Солнечной системы.

III. Усвоение знаний

1. Просмотр видеофрагмента “Всемирное тяготение”.

2. Беседа.

- Конечно, нам очень интересно с какой силой Марс или Юпитер притягивают к себе тела. Но нас, жителей Земли, в первую очередь интересует вопрос: “С какой силой Земля притягивает к себе тела?” Поэтому сейчас мы с вами дадим полную характеристику силе тяжести.

- Что называется силой тяжести?

Ответьте на вопрос:

Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях личности?

- Что является точкой приложения силы тяжести, и каково его направление?

3. Работа у доски и за партами.

- От чего зависит величина силы тяжести?

IV. Обобщение и систематизация

1. Беседа.

- На уроках физики вы с учителем говорили о силе тяготения, а на уроках естествознания мы рассматривали вопросы о Земле и о планетах Солнечной системы. Сегодня мы ещё больше узнаем, о них и в этом нам помогут научно-исследовательские группы (НИГ). Итак, представляю НИГ и их руководителей.

I НИГ - руководитель группы – Антон

II НИГ - руководитель группы - Роман

III НИГ - руководитель группы – Даша

IV НИГ - руководитель группы - Максим

V НИГ - руководитель группы – Таня

VI НИГ - руководитель группы - Юра

- Вспомните, кто сказал эти слова, и о какой планете?

“Смотрел, то в небо, то вниз. Чётко различались горные хребты, крупные озёра. Самым красивым зрелищем был горизонт. Заметна была выпуклость её. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-чёрному”.

(Вид Земли из космоса)

Да, правильно, это о Земле написал первый в мире лётчик-космонавт Ю.А. Гагарин. А ещё он сказал, что из космоса она выглядит очень маленькой и хрупкой планетой и её надо беречь.

- А кто скажет, как образовались планеты Солнечной системы? Существует несколько гипотез образования планет. Кто готов рассказать нам о некоторых из них?

1. Гипотеза возникновения Земли и планет Солнечной системы

- Современные учёные считают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа, которые постепенно уплотнялись, сжимались в один большой сгусток, а потом он распался на несколько больших сгустков. Самый большой дал начало Солнцу. Его вещество разогревалось, вокруг него образовалось газово-пылевое облако, а из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля.

- А чем же уникальна наша Земля? (На ней существует жизнь).

- Да, Земля самая красивая из планет и об этом свидетельствуют вот эти иллюстрации. (Иллюстрации видов пейзажей)

- Скажите, а как зародилась жизнь на Земле?

2. Опыт “Вулкан”

- Сейчас я покажу вам опыт, а вы скажете, что это за природной явление?

- А как вы думаете, имеют ли вулканы отношение к зарождению жизни на Земле?

3. Работа в группах

- О Земле мы много говорили и будем её досконально изучать на уроках географии. А сейчас повторим об остальных планетах Солнечной системы.

- Сколько планет входит в состав Солнечной системы?

- На какие группы делятся планеты?

- А сейчас Саша у доски подпишет название планет. (На доске красочные иллюстрации планет).

- Пока Саша подписывает планеты, НИГ выполняют своё задание.

4. Первое задание для групп

I группа

- Какие планеты земной группы изображены на схеме?

(Изображены планеты земной группы)

II группа

- Какие планеты-гиганты изображены на рисунке? (Изображены планеты-гиганты)

III группа

- У каких планет-гигантов указанное число спутников, покажите стрелками.

Юпитер 8

Сатурн 16

Уран 17

Нептун 15

IV группа

- У каких планет земной группы указанное число спутников?

Меркурий 1
Венера 2
Земля 0
Марс 0

V группа

- Какая планета в этом ряду лишняя?

Юпитер, Сатурн, Марс, Уран, Нептун.

VI группа

- Назовите лишнюю планету.

Меркурий, Венера, Земля, Марс.

5. Второе задание для групп

- Сейчас каждая группа получает задание: дать характеристику по плану каждой планете Солнечной системы. План характеристики у вас на партах.

I НИГ - Меркурий

II НИГ - Венера

III НИГ – Марс

IV НИГ - Юпитер

V НИГ - Сатурн

VI НИГ – Уран, Нептун, Плутон

6. Работа с таблицей

Название планет Масса планеты Диаметр планеты Наличие атмосферы
Меркурий      
Венера      
Земля      
Марс      
Юпитер      
Сатурн      
Уран      
Нептун      
Плутон      

7. Беседа

- При подготовке характеристики планет в этой таблице вы представили данные, которые говорили о массе планеты, её диаметре и наличии атмосферы. А теперь давайте проанализируем данные этой таблицы.

- У каких планет самая большая масса?

- У каких планет наибольшее количество спутников?

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Вы сегодня очень хорошо отвечали на уроке. Видно, что вы много работали дома. А сейчас я хочу проверить, насколько глубоки ваши знания.

V. Проверка знаний

- В течение 5 минут вам предстоит выполнить тестовые задания.

I вариант (на зелёных листах)

II вариант (на оранжевых листах)

I вариант

1. На какое из тел действует наибольшая сила тяжести?

а) 1; 6) 2; в) одинаковая.

2. 2. На каком рисунке графически правильно изображена сила тяжести?

а) 1; б) 2; в) 3.

3. Самая маленькая планета земной группы:

а) Марс;

б) Земля;

в) Венера;

г) Меркурий.

4. Планета - гигант это:

а) Венера;

б) Марс;

в) Сатурн;

г) Земля.

5. Спутники имеют:

а) Меркурий;

б) Венера;

в) Земля;

г) Марс

II вариант

1. На какое из тел действует наименьшая сила тяжести?

а) 1; 6) 2; в) одинаковая

2. На каком рисунке графически правильно изображена сила тяжести?

а) 1; б) 2; в) 3.

3. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:

а) Земля;

б) Венера;

в) Марс;

г) Меркурий.

4. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Нептун;

б) Сатурн;

в) Юпитер.

5. Спутников не имеют:

а) Марс;

б) Земля;

в) Меркурий;

г) Венера

Взаимопроверка.

(На доске контрольные ответы тестов)

- Поставьте оценки своим товарищам.

VI. Подведение итогов

- Итак, ребята, как вы считаете, действительно ли эти две темы, рассматриваемые сегодня, тесно взаимосвязанные между собой?

- А почему вы так считаете?

- Приведите примеры.

VII. Домашнее задание

- К следующему уроку каждый из НИГ составит кроссворд, посвящённый теме нашего урока.