Большая психологическая игра для подростков "Ассоциация"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: выявить эмоциональное отношение школьников к разным профессиям, по возможности, подкорректировать это отношение.

Задачи:

  • Повысить уровень ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий.
  • Смоделировать ситуацию, способствующую заинтересованности в выборе профиля обучения
  • Определить профили востребованные учащимися

Предполагаемый результат:

  • Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов
  • Повышение познавательной активности и интереса учащихся
  • Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия
  • Получить информацию о классе в целом и об отдельных учащихся по дальнейшему выбору образования.

Сюжетная канва: игровая оболочка

Тип сюжета: реальный

Условия проведения:класс.

Методическое обеспечение:

Классная доска, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска.

Время на игру и на обсуждение:

1-1,5 часа в зависимости от уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника. Обсуждение 10-15 минут.

Участники:

  • Возраст – 15-17 лет (9-11 классы).
  • Размер группы – группа до 30 человек.
  • В качестве ведущих участвуют 2 взрослых.
  • Ведущий – психолог.
  • Наблюдатель и помощник – классный руководитель. Помощником может быть организатор или социальный педагог.

Форма обсуждения:

Игра обсуждается в кругу. Дети отвечают на вопросы психолога:

- Что вы чувствовали, выполняя задание на этапе...

- Когда было сложно выполнять задания?

- Чему научила игра?

ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от уровня развития группы ведущий может увеличить или уменьшить число возможностей продолжать игру после ошибки.

Подробный сценарий игры (с указанием каждого этапа)

№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Материалы, необходимые для проведения каждого этапа
1. 5 Приветствие. Все участники сидят в классе.

Ведущий.

Традиционноеприветствие мы проведем сегодня под девизом “Твое будущее”. Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему партнеру по группенебольшой прогноз на будущее. Например, “Здравствуй, Саша, я рад тебя видеть, я думаю, что через 5 лет ты будешь более добродушным и отзывчивым” и т.д.

Создание атмосферы положительного настроя.  
2. 5 Ведущий. Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос о необходимости профессионального самоопределения.

Скажите, вы уже определились со своим выбором?

(Ответы учащихся)

Сложность состоит в многообразии мира профессий, но выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям и возможностям. На нашем занятии “Ассоциации ” вы попытаетесь спрогнозировать цели и свою деятельность в будущей профессии.

Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса.  
3. 3 Ведущий.Для работы нам необходимо рассмотреть правила.    
4. 3 Установка и правила игры.

Ведущий.

Выбранные 3 человека выйдут из класса, а ребята в классе загадают какую-либо профессию. Потом войдут ребята и попробуют угадать её с помощью ассоциативных вопросов. Например: “какого цвета эта профессия?”, “На какую мебель похожа?” и т.д.

Комментарий: Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию “врач-терапевт” и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах- что то связанное со спиртом(лекарство- слишком наводящий ответ), мебель- стеклянный шкаф или кушетка.

Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). Классная доска, мел, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска.
5. 3 Ведущий даёт инструкцию отгадывающим: “Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Вы выходите в коридор и в течение 2-3 минут продумываете свои вопросы. Когда будите задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаёте. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию”. Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность).  
6. 1 Задание группе.

3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию.

   
7. 7 Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы- ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.    
8. 1 Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.   Классная доска, мел, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска.
9. 15 Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть представлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Обсуждение:

Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, обосновать его.

При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.