Развивающее занятие на сплочение детского коллектива "Город Дружбы"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи: 

  1. Развитие у детей навыков совместной деятельности в коллективе, техники вербальной и невербальной коммуникации.
  2. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  3. Повышение самооценки личности детей через расширение представлений о себе и других детях. осознание своей собственной уникальности.
  4. Формирование способности выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
  5. Создание комфортной доверительной атмосферы в классе.
  6. Формирование у детей умение применять полученные в ходе занятий знания на практике.

Материалы: лист ватмана, заранее заготовленные бланки со схемой домика, цветные карандаши, клей, ножницы по количеству участников. Фотографии учеников 2*3. На каждом столе чистый лист бумаги формата А4.

Время: урок (45 минут).

Участники: учащиеся начальных классов.

Условия проведения: Класс делится на группы по 5 человек. Парты в классе расположены так: в центре большой стол из нескольких парт для презентации макета класса, а вокруг него столы по количеству групп. Каждая группа работает за отдельным столом.

Ход урока

1. Этап. Организационный момент (настрой на работу).

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем работать строителями. А строить мы будем настоящий город – Город Дружбы. Но сначала, мы познакомимся и настроимся на работу.

Упражнение «Снежный ком». Игра помогает ведущему познакомиться с учениками, если это первое знакомство с классом. Ученикам игра поднимает настроение.

Инструкция. Первый человек называет свое имя. Второй человек называет имя первого, затем свое. Третий - имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!) Игру можно сделать интересней, если к каждому имени добавлять прилагательное на первую букву имени. Например: артистичная Аня, таинственная Таня, Любознательный Леша и т.д.

2. Этап. Деление класса на группы.

Педагог-психолог: Сейчас я предложу вам фишки разных цветов, а вы выберите себе любую из них.

Фишек подготовлено столько, сколько человек в классе. Каждого цвета по 5 штук. Ребята выбирают фишки и формируют команды. В команде дети с одинаковым цветом фишек.

3. Этап. Введение в тему занятия. Основная работа – творческий этап.

После того, как участники команд заняли свои места за рабочими столами, можно приступать к основной работе.

Педагог-психолог: Итак, ребята, сегодня мы с вами будем строить Город Дружбы. И как в любом другом городе, в нашем Городе Дружбы будут жители в своих домиках. Жители – это мы с вами. И сейчас мы будем строить себе домики.

Каждый ученик получает заготовленный заранее бланк со схемой домика. Домик нужно вырезать и раскрасить по своему усмотрению. Каждый домик получается уникальным. В окошко каждый ученик наклеивает свою фотографию (если нет фотографий, можно попросить учеников нарисовать свой портрет или просто подписать имя и фамилию).

Педагог-психолог: Наши домики построены. Теперь нужно расположить их на улице.

Для этого нужно взять лист бумаги А4 и разрезать его вдоль на две одинаковые полосы. Полосы склеиваем между собой и получается длинная улица. На эту улицу каждый ученик наклеивает свой домик. Улицу можно украсить деревьями и цветами. Своей улице каждая команда должна придумать название. Можно предложить примеры на выбор, например: ул. Солнечная, ул. Радости, ул. Веселая и т.д.

Строительство завершается презентацией каждой улицы. Каждая команда демонстрирует свою работу остальным ученикам и рассказывает о ней по схеме:

- название улицы,

- какие жители на ней живут,

- чем отличается эта улица от других.

После того, как каждая группа презентовала свою улицу, начинается заключительный этап строительства Города Дружбы. Для этого все подготовленные улицы перемещаются на лист ватмана и приклеиваются к нему. Получается макет города.

4. Этап. Рефлексия занятия.

Педагог-психолог: Вот и получился у на с с вами Город Дружбы. Посмотрите, какой он замечательный! А какие в нем живут дружные жители! Скажите, вам нравится жить в этом городе? Давайте постараемся жить в нашем Городе Дружбы в согласии, чтобы он и в дальнейшем оставался таким прекрасным.

Этап. Завершение.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается. Если представится возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.

Литература:

  1. К. Фопель. Как научить детей сотрудничать. М. Генезис, 2001.
  2. Е. Вахромов. Построй свою вселенную./Школьный психолог, №48-2001.
  3. Э. Савинова. Я + ты = МЫ./Школьный психолог, №11-2006.