Урок по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: обобщение знаний о шипящих звуках и развитие умения правильно писать сочетания с шипящими; развитие орфографической зоркости.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, справочное пособие по русскому языку издательство М: АСТ; Астрель, авт. Нефедова Е.Н., Узорова О.В., перфокарты в форме шишки, жёлудя, грибочка.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Руки? (Учитель)

- На месте. (Дети)

- Ноги?

- На месте.

- Локти?

- У края.

- Спина?

- Прямая.

2. Чистописание. Постановка учебной задачи.

Жж Шш Щщ Чч

- строчка закрыта.

- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте буквы.

- Как называются звуки, которые обозначают эти буквы? (Шипящие)

- Назовите шипящие звуки, которые всегда мягкие? [ч)], [щ)]

- Назовите шипящие звуки, которые всегда твердые? [ж], [ш]

- Эти шипящие приносят много хлопот.

- Давайте вспомним законы письма гласных с этими буквами. (Открывается вторая строчка)

- Эти сочетания главные на нашем уроке. Сегодня мы закрепим написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Дети выполняют чистописание, записывая эти 2 строчки. Учитель обращает внимание на написание элементов букв.

3. Картинный диктант. (Приложение 1, слайд 1)

- Наши шипящие звуки попали в лесную школу, где учатся животные.

А что за животные мы сейчас узнаем (на слайде появляются изображения, дети пишут слова в тетради, выделяя орфограммы, по 1 человеку выходят к доске).

Учителем в школе был…., а учениками….

В тетради и на доске запись: Ёжик, волчата, бельчата, зайчата, мыши, щука.

- Как назвать одним словом всех, кого мы записали? (Животные).Запись этого слова и работа над ним , как над словарным.

- Какие изучаемые орфограммы есть в записанных словах?

1. Жи - ши, жи - ши
С буквой и всегда пиши.

2. Знаем твердо ча и ща
Пишем только с буквой а.

3. В сочетаниях чу, щу
Пишут только букву у.

4. Составление пословиц. Лексический разбор. Запись. (Приложение 1, слайд 2)

- Ежик приготовил своим ученикам пословицы, а вот мыши растащили их в разные стороны.

- Что такое пословица? (Народная мудрость).

- Давайте поможем, соберём пословицы из их частей.

Дети составляют пословицы, объясняют их смысл, записывают в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, при проверке буква открывается. (Приложение 1, слайд 3).

5. Физминутка.

Раз, два, три, четыре
Мышки дергали за гири,
Вдруг раздался страшный звон,
Разбежались мышки вон.
Вот часы пошли быстрее: тик-так, тик-так
Вот так, вот так.

6. Упражнение в правописании гласных после шипящих. (Приложение 1, слайд 4)

- Ох, уж эти мышки-проказники, никак не угомоняться.

- Слова спокойно жили в книжке,

Вдруг последнее слово отгрызли мышки.

Угадайте последнее слово и запишите его в тетрадь, сочетания подчеркните.

Запись с комментированием.

1.  Не поедет без бензина наша быстрая….(машина).

2. Ты к обеду положи ложки, вилки и … (ножи).

3. Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я … (молчу).

4. Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая … (туча).

5. Я только нитки отыщу
И змея в небо … (запущу).

7. Обобщение о шипящих звуках.

Ёжик дал своим ученикам ещё одно задание, а они затрудняются его выполнить. Помогите им. (Приложение 1, слайд 5).

Прочитайте слова: Очки, чижи, чайки, смешить, щавель, ищу.

- Запишите только те, в которых все согласные звуки мягкие.

С одним из записанных слов составляется предложение, подчеркивается грамматическая основа.

Например, Над морем кружились чайки.

8. Работа в парах.

У детей имеются справочные пособия по русскому языку для начальной школы. Авт. Нефедова Е.Н., Узорова О.В.

- Ребята, что-то наши ученики забеспокоились. Я поняла, в чем дело.

Откройте справочное пособие на стр. 76, упр. 172, посмотрите, беспокойство вызвали ошибки в словах. Возьмите карандаш и давайте поищем и исправим ошибки.

После выполнения, задание проверяется.

9. Работа с перфокартами. (Приложение 2. Образцы перфокарт: <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, < Рисунок 3> ).

- В заключение урока вам из лесной школы передали перфокарты. Будьте внимательны, вставляя нужную букву.

- Давайте проверим работу. Поменяйтесь перфокартами с соседом по парте и проверьте его работу. (Приложение 1, слайд 6).

10. Рефлексия.

- Что повторили сегодня на уроке? У кого сегодня получилось справиться со всеми заданиями?

- Спасибо вам, ребята, за сотрудничество, урок закончен.