Коррекция заикания у детей 5–6 лет в условиях поликлинники на основе работы над эмоциональной окраской голоса

Разделы: Логопедия


Необходимость оказания помощи заикающимся детям по месту жительства привела меня к созданию групп для детей 5–6 лет с лёгкой и средней степенью заикания. Количество детей в группе: 4, 5, занятия проводились 2 раза в неделю. После работы с детьми приглашались родители и проводилось их обучение. Демонстрировались приёмы и задания, которые им требовалось выполнить до следующего занятия дома. Весь курс занятий фиксировался родителями в тетрадях, так что при возникновении запинок в последующее время после окончания обучения, они могли предотвратить обострение заболевания самостоятельно.

Разумеется, основой курса являлись классические методики. Дети и родители обучались приёмам расслабления артикуляционных мышц, а также мышц плечевого пояса, кистей рук и стопы, общему расслаблению в “позе кучера”. В течение 1-го месяца дети проводились от расслабления с предварительным длительным напряжением, через сокращение времени напряжения всех вышеперечисленных групп мышц к расслаблению из спокойного состояния. Далее это умение отрабатывалось на различных уровнях речи:

  • беззвучный выдох
  • голосовой выдох
  • цепочка гласных (а, э, и, о, у)
  • слог, слоговая цепочка (от фрикативных к смычным согласным)
  • слово из 2-х открытых слогов, с учётом трудности согласных для каждого ребёнка
  • фраза из 2-х простых слов
  • более сложные слова, более сложные фразы.

На последующих этапах дети обучались умению сохранять ненапряжённые мышцы при сопряжённой, отражённой, вопросно-ответной формах речи.

Параллельно этому велось обучение детей длительному диафрагмальному речевому выдоху по методике Ларионовой Е.А. В положении лёжа и стоя, прижавшись спиной к стене, с контролем движения диафрагмы ладонью, отрабатывался длительный выдох. Далее он использовался для выработки ненапряжённой речи по схеме, приведённой выше.

Сочетание речи с движением, начинаясь на начальных этапах, проходило через весь курс, включаясь в каждое занятие. От гимнастики с голосовым выдохом на первых занятиях до жеста и движения тела персонажа “театральной постановки” на последних.

К этим базовым методикам я добавила постановку голоса и эмоциональную окраску речи. Основанием для этого послужило то, что часто после окончания какого-либо курса реабилитации заикающиеся дети, попадая в травмирующие или просто ответственные, эмоционально насыщенные ситуации, не могут сохранить умение пользоваться спокойной речью при сильной эмоциональной нагрузке. Обучение их умению управлять своим голосом, контролю за эмоциями через голос, “актёрскому”, в сущности, поведению в различных ситуациях даёт им ту “палочку-выручалочку”, которая убережёт их от рецидива заикания.

Для работы я взяла три основные характеристики голоса:

  • Регистр
  • Тембр
  • Интонация
  • Полётность

Обучение умению пользоваться различными регистрами велось по методике Алмазовой Е. С. и приёмам постановке голоса, разработанным во ВГИКе.

Естественно, с адаптацией нагрузки и диапазона применительно к дефекту и возрасту. Соединяя на эту работу с коррекцией дыхания и с контролем за мышечным расслаблением на начальных этапах курса мы получаем достаточно стойкое умение пользоваться различными регистрами голоса при переходе к элементам “театрализации” на завершающих этапах.

Тембровую окраску голоса я отрабатывала на передаче различных эмоций:

  • Удивление
  • Радость
  • Недовольство
  • Обида
  • Страх
  • Восторг
  • Ласка
  • Строгость
  • Испуг и тому подобное.

Тембром в сочетании с регистром дети учились передавать, например, размер предмета, характер человека или животного, отношение к нему. Здесь органично подключается работа над интонацией. Велась отработка плавной, ритмичной речи, вопросительной, отрицающей и т.д. интонации.

В работе над полётностью голоса также была использована методика Елены Самсоновны Алмазовой. Упор делался на игровые приёмы в работе, например, “сбор цветов, грибов в лесу”, “прятки в комнате”.

На этапе освоения детьми плавной, интонационно оформленной, без запинок ритмически организованной речи подключались элементы театральной работы. Вербальным материалом служили произведения Корнея Чуковского “Муха-цокотуха”, “Тараканище”, “Телефон”. Уже умея к этому времени разыгрывать небольшие сценки, используя модулированный, эмоционально окрашенный, полётный голос: например, позвать маленькую кошечку с дерева, отогнать большую собаку, сделать строгое замечание сестрёнке, показать маме разбитую вазу, сказать папе, куда улетел мячик; дети учились отображать голосом характер персонажей. На этом этапе, уже пройдя сопряжённую, отражённую, вопросно-ответную формы речи заикающиеся учились пользоваться описанием картинки, комнаты, событий, проходящих перед глазами, бывших в опыте, сохраняя речь на выдохе и эмоционально окрашенный голос.

Завершался курс демонстрацией разыгранной в лицах сцены из произведений К.Чуковского перед родителями, давая детям положительное подкрепление навыка пользования свободной от запинок речью на людях.