Проект урока по биологии в условиях введения ФГОС. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Общая дидактическая цель: выяснить особенности строения и многообразия водоросли, значение в природе и жизни человека.

Планируемые результаты.

Личностные УД:

Проявлять интерес к предмету.

Предметные УД:

Распознавать на гербарных образцах представителей отдела Водоросли, решать задачу по описанию водоросли в процессе выполнения практической работы.

Регулятивные УД:

Контролировать результат действия и сравнивать с эталоном.

Познавательные УД:

Находить информацию о водорослях из гербарного материала и использовать его для характеристики.

Коммуникативные УД:

Работать в парах.

Ход урока

Этап урока,
учебная
ситуация
Управляющая
деятельность
учителя
Учебная деятельность учащихся
Регулятивная Позна-
вательная
Коммуни-
кативная
1. Этап мотивации 1. Предлагает рассмотреть ситуацию: “Многие из вас часто наблюдали такое явление, как “цветение” воды в природных водоёмах и аквариумах”.

2. Организует диалог на осознание значимости изучаемой темы: “Подумайте, а с чем это может быть связано? Какова причина цветения воды летом в водоёмах и в наших аквариумах? ”

Соотносят и разграничивают знания и не знания;

Формулируют ответа на вопрос о содержании незнания

Получают и добывают информацию из личного опыта и опыта одноклассников Слушают учителя, одноклассников.
2. Этап целе-
полагания
1. Организует диалог, подводя к формулировке цели урока: “Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока”;

2. Планирует: предлагает средства для достижения цели (Работа с гербарием, работа с текстом учебника, работа с интернетом, рассказ учителя), форму работы в паре, озвучивает правила работы в паре (Приложение 1).

Формулируют цель урока;

 

Выбирают средства для достижения цели (работа с гербарными образцами), обосновывают выбор

Выбирают материал для использования при достижении поставленных целей Высказываются;

устанавливают рабочие отношения в паре, принимают условия работы в паре, распределяют обязанности.

3. Основной этап (решение учебной задачи) 1. Объясняет состав и последовательность выполнения учебных действий, условия выполнения, указывает на наличие листа алгоритма действий по выполнению работы (Приложение 2).

2. Уточняет правила работы с гербарием (обучающиеся проговаривают основные правила, учитель дополняет).

3. Объясняет правила работы в паре (слушать друг друга, не перебивать, уважительно относиться, оказывать взаимопомощь, считаться с чужим мнением, аргументировать своему оппоненту и др.).

4. Контролирует и консультирует выполнение учебных действий школьника по плану алгоритма.

5. Предлагает полученные знания о водорослях оформить в виде схемы на доске (в центре доски написать слово “Водоросли”, к которому обучающиеся будут дописывать новую информацию, полученную при работе с гербариями).

6. Предлагает корректировать самостоятельно полученные знания при помощи текста учебника (Статья “Водоросли”), дополнить знания о водорослях.

7. Предлагает дополнить схему на доске после прочтения статьи в учебнике.

Усваивают правила и алгоритм работы, уточняют план; принимают способ работы

Уточняют правила работы с гербарием;

Принимают правила работы в паре;

 

 

 

 

 

Оформляет схему “Водоросли” на доске.

 

 

 

 

Оценивают правильность выполненного задания и вносит коррективы, работая с текстом учебника.

Дополняют схему.

Используют новый источник информации (гербарии), делают вывод об особенностях водорослей как живых организмах, описывают внешнее строение (форма растения, цвет тела растения, размеры, отделы тела, название вида и т.д.), добывают информацию о названиях из описательных карточек гербария;

Сравнивают добытую информацию с текстом учебника и формируют целостную картину о строении и многообразии водоросли.

Анализируют известную информацию, осмысляют текст учебника и корректируют знания, дополняют недостающие термины в схеме на доске.

Слушают друг друга, обмениваются полученной информацией по описанию водоросли (каждый имеет несколько экземпляров гербарного материала, с которым они работают сначала сами, а потом обмениваются инф – ей в паре), распределяют роли, сравнивают результаты работы с планом в листе деятельности (план работы с гербарным материалом).

Дополняют работу друг друга, задают вопросы, обсуждают полученный материал, осуществляют контроль друг друга, промежуточную оценку деятельности, сотрудничают в работе по дополнению схемы на доске после анализа статьи учебника; консультируются с другими парами и учителем.

4. Этап контроля и оценки (ситуация реализации контроля и оценки) 1. Предлагает ответить на поставленный вопрос в начале урока: “А теперь давайте вернёмся к первому вопросу, который открывал наш урок. Назовите, исходя из полученных на уроке знаний, главную причину цветения воды в водоёмах и аквариумах. Перечислите основные факторы, условия, которые позволяют одноклеточным водорослям так бурно размножаться?”.

2. Предлагает оценить самого себя по листу оценивания (Приложение 3).

3. Предлагает формулировать вывод о результатах УД (“Сегодня вы познакомились со строением водорослей, узнали их особенности, разнообразие и причины распространения. Объясните, какова их роль в природе и жизни человека”.

4. Предлагает выбрать дифференцированное домашнее задание с учётом индивидуальных особенностей.

Домашнее задание:

1) Выучить новые термины, привести примеры использования водорослей в жизни человека (базовый уровень).

2) Выучить новые термины. Расскажите причины и последствия исчезновения водорослей и влияние его на окружающую среду. На примере одноклеточных водорослей докажите своё суждение и прогнозируйте последствия (повышенные уровень).

Используют полученные знания для ответа на поставленный вопрос.

Дают оценку деятельности по результатам работы (самостоятельной и в парах), формулируют выводы о проделанной работе; фиксируют результаты оценки.

Знакомятся с листом самооценивания (определяют то умения, которые научились выполнять).

Выбирают задание с учётом индивидуальных особенностей

Применяют полученные знания о водорослях при решении поставленной задачи (отвечают на вопрос); сравнивают результаты с поставленными целями урока и анализируют итоги; оценивают значение водоросли в природе и жизни человека.

 

Оценивают свою работу самостоятельно, работу в паре, работу партнёра, аргументируют выбор оценки.

Самооценка.

Слушают друг друга, учителя, соглашаются, высказывают личное мнение, аргументируют, приходят к общему выводу урока.

Распределяют домашнее задание в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.

Приложения

Приложение 1

Правила работы в паре

  1. Слушать и слышать друг друга;
  2. Вести себя вежливо по отношению к партнеру и окружающим;
  3. Будь внимателен;
  4. Умей сгладить конфликтные ситуации, либо обратиться к учителю;
  5. Умей учитывать разные мнения;
  6. Формулируй собственное мнение аргументировано;
  7. Координировать своё мнение с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
  8. Умей спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  9. Не груби и не повышай голоса;
  10. Умей распределять роли в группе, самоорганизовываться и организовывать других.

Приложение 2

Алгоритм действий при выполнении практической работы в парах

  1. На партах даны гербарные экземпляры с водорослями (8 на каждую пару). Распределите по 4 экземпляра на человека и ознакомьтесь, вспомнив правила работы с гербарием;
  2. Внимательно рассмотрите материалы;
  3. Познакомьтесь с названиями и найдите места обитания данных видов (описательный материала к гербарным экземплярам);
  4. Опишите в парах друг другу особенности водорослей по следующим параметрам:
    • Одноклеточная или многоклеточная водоросль;
    • Форма тела (нитчатая, листообразная, изогнутая);
    • Цвет водоросли (зелёная, красная, бурая);
    • Размеры (примерно);
  5. Рассмотрите водоросль. На какие отделы вы можете поделить тело? Аргументируйте свой ответ.
  6. Как вы думаете, какие особенности строения водоросли говорят о водной среде обитания?
  7. Предположите, каким образом водоросли могут размножаться. Аргументируйте ответ.

Приложение 3

Лист самооценивания

Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания

  1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
  2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
  3. Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________
  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
  5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
  6. Осталось непонятным (что?) _______________________________________
  7. Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________

Список используемой литературы

  1. Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов и рабочих учебных программ общеобразовательных учреждений / Кафедра гуманитарного образования Мордовского РИО. Электронный источник:
  2. http://kafioo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49:
    2010-03-30-06-08-54&catid=12:2010-03-16-07-07-43&Itemid=2
  3. Кимова С.З. Педагогическое проектирование предметных образовательных программ в современной школе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Чита, 2002. 199 c. РГБ ОД, 61:03-13/631-X.
  4. Нечаева Н.В. Краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя // Практика образования.  – 2010. – № 4.
  5. Бородавкина Т.Г. Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС основного общего образования. Омск: БОУ ДПО “ИРООО”, 2013. – 110 с.