Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы, снятию психоэмоционального напряжения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: развитие эмоциональной сферы детей, обучение детей приемам снятия эмоционального напряжения.

Материал: игрушка Мишка (возможно взрослый ).

“Здравствуйте, ребята ! Я рада вас видеть. Сегодня к вам в гости вместе со мной пришел еще и Мишка, он тоже хочет с вами поиграть. Вот он, давайте с ним поздороваемся.”

Дети: Здравствуй, Мишка.

Мишка: Здравствуйте, ребята. Я очень хотел прийти к вам в гости. Вы знаете много игр и мне хочется с вами поиграть.

Психолог: Хорошо, Мишка. Мы с ребятами тебя научим. Но что – то ты какой – то грустный.

Мишка: Да, я грустный. У меня что – то нет настроения, я даже немного сердитый из – за того, что поссорился со своим другом, мне немного как – то не спокойно. Но мне хотелось бы с ним помириться, что бы у меня и у моего друга всегда было хорошее настроение, что бы мы с ним никогда не ссорились, что бы мы дружно играли, и нам всегда было хорошо (спокойно).

Психолог: То, что ты Мишка рассказал, не совсем хорошо. Но я знаю игры, которые помогут тебе и ребятам. Ведь и ребятам бывает грустно, не спокойно, ребята тоже сердятся. Правда, ребята.

Дети: Правда.

Психолог: Сейчас мы поиграем в эти волшебные игры и посмотрим, у кого лучше получиться – у тебя или у ребят. Давайте поиграем. И первая волшебная игра называется “Ветер, ветерок, ураган ”.

“Дети поднимают руки вверх и изображают по команде ведущего ветер, ветерок, в разнообразном порядке, затем присваивают им те или иные чувства (радость, злость ).”

(Детям показываем движения используя образы, возможно дерева “Подул ветер (ветерок, ураган ) вот как закачалось дерево”.)

Очень хорошо, молодцы. Какие разные были деревья: радостные, сердитые, но не одно дерево не сломалось.

Мишка: Ребята, какая хорошая, добрая игра. У меня настроение немного улучшилось. А вы знаете еще какую – нибудь игру.

Психолог: Да Мишка, конечно знаем. Волшебная игра называется “Капелька, льдинка, снежинка ”.

“Подул волшебный ветерок и мы с вами превратились в капельки (с помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверх полукругом свободные )). А теперь мы стали льдинками (руки сомкнуты вверх, напряжены). Ой, посмотрите а льдинки стали снежинками (руки в стороны, свободные, очень мягкие )”.

Молодцы, очень хорошо. Мишка, а какое настроение у тебя стало после этой игры.

Мишка: Спасибо. Настроение у меня стало совсем хорошим, радостным.

Психолог: Тогда у меня есть ещё одна игра про волшебную капельку “Капелька: ветер – ветерок – ураган”.

“Капелька качается на ветру, её качает ветерок и ураган”. (Дети изображают сначала капельку на ветру, при ветерке или урагане, затем тоже самое с льдинкой и снежинкой.)

Хорошо, молодцы. Капельки получились волшебные, добрые, радостные.

Вот эти волшебные игры помогут тебе Мишка и вам ребята быть радостными, добрыми, дружными, не сердитыми, спокойными. Мишка тебе понравились игры, ты запомнил как в них играть?

Мишка: Да, большое спасибо. Это очень хорошие, добрые игры. У меня стало хорошее настроение, я успокоился. Игры хорошо запомнил и пойду научу им своего друга. И мы не будем больше ссориться, будем дружить. А сейчас мне пора возвращаться к другу. Большое спасибо, до свидание.

Психолог: До свидание Мишка. Ребята и нам пора прощаться. Я рада была вас видеть, желаю вам быть радостными, дружными. До следующих встреч.

Мы ребята дружные и веселые (4–7 лет).

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, продолжать обучать детей приемам снятия эмоционального напряжения.

Материал: иллюстрации детей с изображением основных эмоций.

“Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами оправимся в путешествие в Волшебную страну Доброты. Закрываем глазки и оправляемся в волшебное путешествие. Посмотрите какие у меня есть волшебные картинки (фотографии ). (Поочередно показываю картинки, на которых изображены дети с различными эмоциями ). Скажите какое настроение у мальчика (девочки ) ? Какие эмоции изображены ? Ребята, а скажите пожалуйста какие девочки (мальчики ) вам понравились больше?

Дети: Радостные, веселые, у которых хорошее настроение.

Психолог: Да, конечно. Веселые, радостные люди, дети нравятся всем. Но не всегда бывает радостное, веселое настроение. Иногда бывает грустно, мы бываем сердитыми, нам бывает плохо. Ведь бывает так.

Дети: Да, конечно бывает.

Психолог: Ребята, скажите а когда у вас бывает грустное, сердитое настроение.

Дети: Когда нас кто – то обижает, не дает игрушку, что – то болеет, у нас что – то не получается и т.п.

Психолог: Конечно из – за всего этого может быть грустное, сердитое настроение. А как вы думаете ребята, какое настроение должно быть у детей, людей.

Дети: Радостное, веселое, хорошее настроение.

Психолог: Правильно. А почему вы так думаете ?

Дети: Когда хорошее, радостное настроение мы дружно играем, не обижаем, все у нас получается и т.п.

Психолог: Да, верно. И сейчас я вам покажу и мы разучим волшебные игры для хорошего настроения. И первая игра называется “Солнышко и тучка”.

“Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, что бы согреться, задержать дыхание. Солнце вышло из – за тучки, стало жарко, разморило на солнце – расслабиться на выдохе”.

Очень хорошо у вас получалось показывать солнышко и тучку, а это поможет тому, что бы у вас будет хорошее настроение. А сейчас ещё одна игра “Божья коровка”.

“Представьте себе, что божья коровка сидит на большом пальце вашей ноги. Вот она медленно ползет по ступне, лодыжке, колену, добирается до бедра. Она ползет и ее тонкие ножки тебя щекочут. Ой, как щекотно (можно вздрогнуть и рассмеяться ). Минует живот, грудь. Вот она уже на плече. Остановилась и отдыхает. Снова отправилась в путь. Ползет по руке. Вот она у локтя. Наконец она добралась до указательного пальца и сидит на самом кончике. Представь, что ты осторожно кладешь божью коровку на землю, накрываешь ее листиком, что бы она вздремнула после своего длительного пути.”

Молодцы, хорошо. Божья коровка вам обязательно поможет, что бы у вас было хорошее настроение.

И вот ещё одна волшебная игра, которая называется “Сосулька”. Давайте встанем в кружочек.

“У нас под крышей (Руки над головой.)
Белый гвоздь висит
Солнце взайдет, (Уронить расслабленные руки и присесть.)
Гвоздь упадет”.
(В. Селиверстов.)

Молодцы, хорошо ребята. Вот эти разные, но волшебные игры помогут вам. Когда у вас будет плохое настроение, будете грустными, сердитыми вспомните эти игры, поиграйте в них и у вас все будет хорошо. И я вам желаю хорошего, доброго настроения. До свидание, до следующих встреч .”

Мы ребята дружные и веселые (4–7 лет).

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, продолжать обучать детей приемам снятия эмоционального напряжения.

Материал: иллюстрации детей с изображением основных эмоций.

“Здравствуйте, ребята ! Я рада вас видеть. Какое у вас настроение?

Дети: У нас разное бывает настроение и грустное и веселое и сердитое. Но радостное настроение бывает больше, чаще.

Психолог: Очень хорошо, я рада за вас. А что вы делаете если у вас грустное, сердитое настроение ?

Дети: Стараемся не обижать друг друга, делимся игрушками, рассказываем веселые истории, рисуем веселые рисунки, играем в волшебные игры и т.п.

Психолог: Молодцы, очень хорошо. И сегодня мы с вами тоже разучим волшебные игры для хорошего настроения. Первая игра называется “Жил – был человечек”. Садимся на волшебные стульчики (коврики, подушечки и т.п.) и внимательно слушаем.

“Жил – был человечек. Как – то раз он утром встал, и у него было грустное настроение (показывают мимикой). Но мы не хотим, что бы он грустил. Закройте лицо. Настроение изменилось. Человек стал сердитым (показывают). Но мы не хотим, что бы он сердился. Человек успокоился (показывают ). Потом хорошо подумал. За окном светит солнце, ясное небо, и он улыбнулся и стал веселым (показывают).”

Очень хорошо вы показывали настроение, эмоции человечка. А сейчас еще одна игра про эмоции для хорошего настроения. И называется она “Кнопки в голове”, садимся и внимательно слушаем.

“Представь, что у тебя в голове есть много маленьких кнопок, а когда их нажимают, ты начинаешь плакать, смеяться, сердиться, бояться. Давай назовем их кнопка – улыбка, кнопка – гнев, кнопка – страх. Выбери одну из кнопок. Попробуй включить и выключить ее. Подумай, если кнопки у тебя в голове, кто же на самом деле управляет их работой.”

Молодцы, очень хорошо вы включали разные кнопочки. Вот когда у вас будет грустное, сердитое настроение вы вспомните про эти кнопочки, и настроение у вас станет радостным, веселым. А я знаю волшебную игру для хорошего настроения про одного веселого человечка. Давайте встанем в волшебный кружок. Игра “Шалтай – Болтай”.

“Шалтай – Болтай
Сидел на стене.
Шалтай – Болтай
Свалился во сне”
(С.Маршак )

Ребенок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” резко наклонить корпус тела вниз.

Молодцы, очень веселый, радостный получился у вас человечек. Ребята, назовите какие волшебные игры для волшебного настроения мы сегодня с вами узнали.

Дети: Эти игры называются “Жил – был человечек”, “Кнопки в голове”, “Шалтай – Болтай”.

Психолог: Правильно, молодцы. Желаю вам хорошего, веселого, радостного настроения. До свидания, до следующих встреч.