Система занятий по развитию слухового восприятия глухих, не имеющих слухового опыта, для подбора слухового аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика


Вступление

Система занятий, приведенная ниже, является обобщенным опытом, многолетней работы в сурдологическом отделении Поликлиники восстановительного лечения №2 (ПВЛ №2).

Кроме прочих лиц, в ПВЛ №2 обращаются для подбора слухового аппарата глухие подростки (от 15 лет) и взрослые, не имеющие слухового опыта (чаще всего это лица, приехавшие из провинции, где не было специальных занятий по развитию слухового восприятия). В связи с этим возникла необходимость в определении либо накоплении минимального словаря для слухового восприятия, позволяющего оценить правильность подбора слухового аппарата. Система занятий может быть рекомендована в помощь сурдопедагогам, работающим в медицинских учреждениях, сурдологических кабинетах, занимающихся подбором слуховых аппаратов. Поскольку занятия в условиях поликлиники не рассчитаны на большое количество времени, система включает в себя минимальный запас слов и предложений, часто встречающихся в жизни пациента (к ним относятся бытовые слова, фразы и анкетные вопросы). При этом следует иметь в виду, что материалом для занятий служат слова и фразы с низко- и среднечастотной составляющей, так как для этой категории лиц характерны в большинстве своем остатки слуха в области низких и средних частот.

Приведенный материал может меняться в зависимости от остатков слуха конкретного пациента, его уровня развития, времени наступления глухоты и др. Кроме того, очень часто одного занятия не хватает для выполнения поставленной задачи и тогда его следует повторить в следующий раз. Таким образом, нижеприведенная система является ничем иным, как схемой, на которую может опираться сурдопедагог в своей работе по развитию слухового восприятия у глухих в медицинских учреждениях.

Характеристика звуков по частоте

1. Низкочастотные звуки: У, О, Р, М, Н, Л, Б, Д, Г.

2. Среднечастотные звуки: А, Ы, Х, Т, Ц, В, К.

3. Высокочастотные звуки: к ним относятся все свистящие и шипящие звуки речи.

Примеры слов с разной частотной характеристикой

Слова с низкой
частотной
характеристикой
Слова с высокой
частотной
характеристикой
Вова
Дом
Окно
Ухо
Море
Рыба
Волк
Дым
Саша
Часы
Шишка
Чай
Спичка
Чижик
Шашка
Час

Характеристика звуков по механизму образования

По механизму образования звуки речи делятся на: гласные и согласные. Для гласных звуков характерна фонация, т.е. наличие голоса, свободное от шума, который в большей или меньшей степени присущ согласным звукам. Кроме того, в русском языке они являются опорными при построении слова. Вот почему занятия по развитию слухового восприятия мы начинаем с гласных звуков.

Занятие №1

Тема. Восприятие гласных звуков.

Цель.

1. Определить возможность воспринимать на слух гласные звуки.

2. Научить различать на слух гласные: А, О, Э, У, И, Ы (в данном порядке они расположены по убывающей интенсивности).

Методические рекомендации. Для определения возможности воспринимать звуки на слух сначала они по одному предъявляются за экраном. Далее, звуки, которые не воспринимаются на слух, предъявляются слухо-зрительно и затем только на слух (в порядке убывания интенсивности). После того, как пациент научился различать звуки в данном порядке, следует давать их за экраном вразбивку.

Например:

1) за экраном: А, О, Э, У, И, Ы

2) слухо-зрительно: А, О, Э, У, И, Ы

3) за экраном: А, О, Э, У, И, Ы

4) за экраном вразбивку в любых вариантах: О, И, У, А, Ы, Э

Занятие №2

Тема. Дифференциация гласных звуков.

Цель. Научить дифференцировать гласные звуки.

Методические рекомендации. Сначала предъявляются звуки вразбивку, как на предыдущем занятии (за экраном). Если пациенты путаются в определении звука, звуки предъявляются попарно слухо-зрительно: редко смешиваемые звуки; они же за экраном; затем попарно слухо-зрительно: часто смешиваемые звуки ;они же за экраном.

Например:

1) за экраном вразбивку в любых вариантах: О, И, У, А, Ы, Э

2) слухо-зрительно (редко смешиваемые)

А – О     О - А

А – У     У – А

А – И     И - А

 

О - И     И - О

О – Ы     Ы - О

О – Э     Э – О

3) за экраном (редко смешиваемые)

А – О     О - А

А – У     У – А

А – И     И - А

 

О - И     И - О

О – Ы     Ы - О

О – Э     Э – О

4) слухо-зрительно (часто смешиваемые)

А – Э     Э – А

О – У     У – О

И – Ы     Ы – И

5) за экраном (часто смешиваемые)

А – Э     Э – А

О – У     У – О

И – Ы     Ы – И

Занятие №3

Тема. Различение ритма.

Цель. Научить различать количество слогов.

Методические рекомендации. Пациенту предлагаются одно-, двух-, трех- и четырехсложный ритм за экраном. Если он испытывает затруднения в определении количества слогов, используют бисенсорное восприятие с дирижированием. Далее, то же предъявляется за экраном до тех пор, пока пациент не научится правильно различать ритм.

Например:

ма-ма-ма, ма, ма-ма-ма-ма, ма-ма

до-до, до-до-до, до-до-до-до, до

ру-ру-ру-ру, ру, ру-ру-ру, ру-ру

ла, ла-ла, ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла

Занятие №4

Тема. Различение количества слогов в словах.

Цель: учить слышать ритмическую структуру слов.

Методические рекомендации. Пациенту предлагаются одно-, двух-, трех- и четырехсложный ритм слов за экраном. Если он испытывает затруднения в определении количества слогов, используют бисенсорное восприятие с дирижированием. Далее, то же предъявляется за экраном до тех пор, пока пациент не научится правильно различать количество слогов в слове.

Например:

год, парта, машина,

лопата, дом, собака, труд, корова,

книга, работа, кол, дорога,

март, ромашка и т.д.

Занятие №5

Тема. Различение места ударения в словах.

Цель: учить слышать ударный слог в словах.

Методические рекомендации. Предлагаются многосложные слова за экраном. Если пациент испытывает затруднения в определении места ударения, используют бисенсорное восприятие с дирижированием, пока пациент не научится выделять ударный слог. Для облегчения процесса тему можно сначала отрабатывать на слогах.

Например:

да-дА, дА-да, да-дА-да, дА-да-да, да-да-дА, дА,

мо-мО-мо, мО-мо, мо-мО, мо- мо-мО-мо, мО,

дОм, рЫ-ба, мо-ло-кО, ко-рО-ва, во-дА, па-ра-хОд

и т. д.

Занятие №6

Тема. Подбор слов по ритмической структуре.

Цель: учить слышать ритмическую структуру слова

Методические рекомендации. Пациенту предлагаются схемы ритмической структуры слов с просьбой подобрать слова к каждой из них. Если упражнение вызывает затруднение, педагог дает пациенту список слов и вместе с ним, проговаривая и дирижируя, распределяет их по группам. Затем каждая группа предъявляется бисенсорно и за экраном.

Пример:

тА тАта тАтата
дом, шар, лак

карп, мак, сад,

год, рак, парк,

рама, рыба, книга, каша, баня, кошка, сколько, карта, имя, ландыш колокол, бабушка,

солнышко, яблоко ласточка, дерево,

татА

гора, ковер, диван, стена, часы, халат

татАта

ромашка, корова, дорога, лопата, собака, работа, погода, бумага

тататА

парашют, абажур, самолет апельсин, красота, седина, телефон

Занятие №7

Тема. Дифференциация одно-, двух- трех- и четырехсложных слов.

Цель: учить различать на слух одно- и многосложные слова.

Методические рекомендации. Предъявляются слова для различения на слух: сначала с опорой на таблички, затем с опорой на губы, затем за экраном на слух.

Например:

Восприятие Опознавание
Как, Где, Почему. Откуда, Зачем Как, Когда, Почему

Примечание: в графе “опознавание” слова и фразы даются для восприятия на слух, без предварительной зрительной поддержки.

Занятие №8

Тема. Восприятие вопросительных фраз и различение вопросительных слов.

Цель. Дать понятие различия фраз по ритмической структуре.

Методические рекомендации. Для восприятия предъявляются вопросительные фразы, отличающиеся ритмической структурой, для опознания - количеством слогов.

Восприятие Опознавание
Как Вас зовут?

Когда Вы придете?

Почему Вы не пришли

Как?

Когда?

Почему?

Занятие №9

Тема. Различение на слух вопросительной и утвердительной интонации.

Цель: дать понятие вопросительной и утвердительной интонации.

Методические рекомендации. Для дифференциации предъявляются параллельно вопросительные и утвердительные предложения. Педагог обращает внимание на различие в интонации: повышение голоса в конце вопросительного предложения.

Утвердительные фразы Вопросительные фразы
Меня зовут ….

Я приеду завтра

Вчера я был занят

Как Вас зовут?

Вы приедете завтра?

Вчера Вы были заняты?

Занятие №10

Тема. Восприятие и различение вопросительной и утвердительной интонации.

Цель: закрепление вопросительной и утвердительной интонации.

Методические рекомендации. Пары предъявляются по схеме: “Восприятие” - “Опознавание”.

Восприятие Опознавание
Как Вас зовут?

Вы приедете завтра?

Почему Вы не приехали вчера?

Меня зовут…..

Я приеду завтра

Вчера я был занят

Занятие №11

Тема. Дифференциация утвердительной и вопросительной интонации.

Цель: закрепление вопросительной интонации.

Методические рекомендации. После того, как пациент усвоил интонацию вопроса, работа с фразами продолжается. Вопросительные предложения даются уже только для различения, а для опознавания – ранее изученный материал

Восприятие Опознавание Различение
Меня зовут…

Я приеду завтра

Вчера я был занят

Как Вас зовут?

Почему Вы не приехали?

Когда Вы приедете?

Как?

Почему?

Когда?

Занятие №12

Тема. Восприятие, различение, опознавание фраз и слов.

Цель. Закрепление пройденного материала в графах Опознавание и Различение

Методические рекомендации. Здесь и далее в графах Опознавание и Различение записаны слова и фразы, ранее предлагаемые соответственно для Восприятия и Опознавания. Если пациент не справляется с заданием, оно переносится в предыдущую графу и работа продолжается соответствующим образом.

Восприятие Опознавание Различение
Где?

Какой?

Сколько?

 

Меня зовут….

Я приеду завтра

Вчера я был занят

Когда?

Как Вас зовут?

Как?

Почему?

Когда Вы приедете?

Почему Вы вчера не приехали?

Занятие №13

Восприятие Опознавание Различение
Где Вы живете?

Какой сегодня день?

Сколько Вам лет?

Где?

Какой?

Сколько?

Как?

Когда Вы приедете?

Вчера я был занят

Я приеду завтра

Как Вас зовут?

Когда?

Почему?

Меня зовут…

Почему Вы вчера не приехали?

Занятие №14

Восприятие Опознавание Различение
Сегодня понедельник

Я живу в Москве

Мне ………лет

Где Вы живете?

Какой сегодня день?

Сколько Вам лет?

Меня зовут….

Когда Вы приедете?

Как?

Вчера я был занят

Почему?

Я приеду завтра

Сколько?

Где?

Когда?

Какой?

Почему Вы вчера не приехали?

Занятие №15

Восприятие Опознавание Различение
Какое сегодня число?

Как Ваша фамилия?

Зачем Вы приехали?

Сегодня понедельник

Я живу в Москве

Мне…….лет

Где Вы живете?

Какой сегодня день?

Меня зовут…

Почему Вы не приехали?

Сколько Вам лет?

Вчера я был занят

Когда Вы приедете?

Я приеду завтра

Занятие №16

Опознавание Различение
Какое сегодня число?

Как Ваша фамилия

Зачем Вы приехали?

Сегодня понедельник

Я живу в Москве

Мне…..лет

Какой сегодня день?

Меня зовут

Почему Вы не приехали?

Сколько Вам лет?

Вчера я был занят

Когда Вы приедете?

Я приеду завтра

Где Вы живете?

Как Вас зовут?

Почему Вы не приехали?

Занятие №17

На этом и последующих занятиях для Опознавания и Различения дается весь предъявленный ранее словарь. Таким образом, для подбора слухового аппарата пациент обладает следующим словарем:

Сегодня понедельник   Почему Вы не приехали?
Где Вы живете?   Меня зовут
Как Вас зовут?   Сколько Вам лет?
Почему Вы не приехали?   Когда Вы приедете?
Какое сегодня число?   Я приеду завтра
Как Ваша фамилия?   Вчера я был занят
Зачем Вы приехали?   Мне…..лет
Какой сегодня день?  

Заключение

Следует заметить, что приведенный выше словарь для сурдопедагога является ориентировочным. Накопить его способны глухие, обладающие остатками слуха, позволяющими с помощью звукоусиливающей аппаратуры воспринимать не только звуки речи, но и некоторые слова и фразы. При этом должна быть хотя бы минимально развита собственная речь. К такой категории относятся позднооглохшие люди, а также обученные устной речи, но не обладающие слуховым опытом глухие с детства, имеющие IV, в крайнем случае, Ш степень глухоты. Во всех других случаях сурдопедагогу следует остановиться на занятиях с №1 по №11.

Литература

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984, ил.

2. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.

3. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида. - М.: Владос, 2004.

4. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М.: Просвещение, 1991.

5. Миронова Э.В Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Институт учебника "Пайдейя", 2000. - 304 с., ил.

6. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. (Коррекционная педагогика).