Тема урока "Правила нанесения размеров на чертежах". 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Цель: формировать у учащихся навыки работы с нормативными документами (ГОСТы ЕСКД по оформлению конструкторской документации) с целью получения информации о размерах на чертежах.

Аспекты цели урока:

  • Обучающий:
    • уметь пользоваться ГОСТами применительно к поставленной задаче (проверка готового чертежа, выполнение нового);
    • уметь читать «чужой» готовый чертеж;
    • уметь наносить размеры на «своем» чертеже.
  • Развивающий:
    • развивать речь, используя специфическую терминологию («язык техники»);
    • развивать умение применять формируемые знания в новых ситуациях;
    • развивать наблюдательность, внимание в процессе поиска ошибок;
    • развивать мыслительную деятельность, логическое и аналитическое мышление при сопоставлении нормативов с готовым чертежом, так же – при выполнении своего чертежа.
  • Воспитательный:
    • воспитывать культуру общения в процессе работы в коллективе, терпимое отношение к ошибкам товарищей, готовность к оказанию помощи в условиях работы с равной долей участия;
    • воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой части работы, нацеленной на общий результат;
    • воспитывать правильное отношение к победам противника.

Цели урока направлены на формирование следующих ключевых компетенций:

  • Коммуникативной: взаимодействие с членами группы и формирование навыков работы в предложенных новых условиях;
  • Ценностно-смысловой: целевая установка на стремление к успеху, привнести свой вклад в общее дело, рефлексия своей значимости и своих возможностей.
  • Учебно -познавательной: применение нормативов в своей практической деятельности.
  • Социокультурной: выполнение роли эксперта в предложенной игре.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Этапы урока:

  • Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  • Усвоения нового материала.
  • Первичная проверка усвоения
  • Итог на рефлексивной основе.

Граница знания-незнания:

Учащиеся знают и умеют Не умеют
Выполняли несложные задания по размерам, слышали от учителя названия «выносные и размерные линии, числа, стрелки». Не умеют наносить размеры т.к. не знают правил (требований ГОСТа).

Учебный материал:

  • Брошюра: ЕСКД с выборкой ГОСТов по оформлению чертежей.
  • Электронные плакаты;
  • Карточки заданий;
  • Оценочные карточки «Ой!»;

Предметные связи: геометрия (геометрические фигуры в составе изображения на карточках-заданиях).

Для усвоения единицы содержания образования выбрана игровая форма урока.

Реализация цели урока заключается в правильном выполнении предложенных заданий в условиях взаимной помощи.

Максимальная эффективность урока обусловлена ситуацией конкуренции при выявлении работоспособности двух групп учащихся.
В ходе урока задействована интерактивная доска. Все этапы урока проходят с соответствующей электронной поддержкой, оформленной в презентацию. Карточки заданий разработаны и выполнены учителем с помощью программы AutoCAD

ХОД УРОКА

Учащиеся рассаживаются по местам согласно списку состава группы.

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности – 7 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Напоминает, что все предыдущие работы выполнялись по размерам, но сами учащиеся их не наносили.

Между тем, существуют требования ГОСТа, которым необходимо следовать при работе с размерами.

Показывает учащимся на примере, как называются линии, используемые при нанесении размеров (рис.1)

Слушают, задают вопросы.

Рис.1

Деятельность учителя

Деятельность учащегося.

Предлагает проанализировать структуру брошюры ЕСКД и найти ГОСТ «Нанесение размеров».
Задает вопросы и обращает внимание учащихся на разделы и пункты документа, помогает им сориентироваться в нормативном материале, в постановке цели урока.

Объявляет ИГРУ, в которой учитель – работодатель, руководитель «фирмы». Фирма набирает группу экспертов для проверки проектной документации и объявляет ТЕНДЕР.

В тендере заявлены 2 группы «молодых специалистов». Они должны доказать свою состоятельность, при работе с нормативами, в данном случае, касательно оформления чертежей: нужно проверить чертеж и найти в нем нарушения требований ГОСТа.
Каждая ошибка оценивается в один «Ой!» (на доску вывешивается картинка). По количеству «Ой!ев» определится количество заработанных баллов.

Команда-победитель определится по баллам, ее представители получат отметку «отлично».
Предлагает вспомнить правила работы в группе.

С помощью учителя вникают в материал, необходимый им для последующей работы. Слушают, задают вопросы.

 

Слушают условия игры, задают вопросы.

Перечисляют правила.

Этап усвоения нового материала – 15 мин.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Объявляет начало работы и время выполнения задания ( 25 мин.).

Следит за процессом, при необходимости делает общие пояснения или замечания.

Объявляет, число набранных командами баллов.

Показывает чертеж – эталон

Изучают требования ГОСТа, находят ошибки на готовом чертеже. Вывешивают картинки «ОЙ!», соответствующие одной ошибке.

Чертеж – эталон

Этап первичной проверки усвоения нового материала – 15 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выдает задания для самостоятельного нанесения размеров на чертеже «Русская печь».

Следит за процессом, при необходимости делает общие пояснения или замечания.

Предлагает детям самостоятельно выполнить проверку чертежа, отвечая на вопросы «У кого?»

 

Выполняют задание в соответствии с полученными при изучении ГОСТа знаниями: наносят размеры на чертеже «Русская печь».

Проверяют свою работу, вычитают баллы числа заработанных баллов («Ой!ев») в случае допущения ошибки.

Правильные размеры

Итог на рефлексивной основе 8 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Уточняет набранное количество баллов и объявляет, кто выиграл тендер.

Интересуется мнением детей, что стало определяющим в их знаниях правил нанесения размеров – работа с ГОСТом или чертеж, который они делали в тетради? (вот этот)

Был ли достигнута поставленная цель посредством изучения нормативных документов?

Слушают, вникают в систему оценивания их работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Система подсчета баллов:

Максимальное количество «Ой!» 10 баллов (количество намеренно допущенных ошибок).
Каждая ошибка в процессе проверки «У кого?» – минус один балл.
В итоге суммируются баллы всех участников группы (в случае неодинакового количества участников, результат, для сравнения, делится на их число).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4