Внеклассное занятие по информатике на тему "Алгоритмус". 5–6-е классы

Разделы: Информатика


Данное занятие является продолжением конкурса газет с одноименным названием.  По условиям этого конкурса газета должна содержать четыре раздела:

№ раздела

Содержание

Примечание

I

Что такое алгоритм: происхождение слова, современное толкование понятия Найти несколько определений алгоритма, указать авторов и время появления данного определения (век, год). Рассказать о значении этого понятия в жизни человека, компьютера и других «умных» устройств.

II

Примеры алгоритмов (в быту, на уроках математики, русского языка  и др.) Привести не менее трех примеров.

III

Шуточные задания на составление алгоритмов Придумать не менее трех заданий.

IV

Викторина Викторина должна содержать 7 вопросов, ответы на которые можно найти из газеты, а также из других источников.

В конкурсе газет принимают участие все учащиеся класса, его итоги объявляются вместе с результатами работы на внеклассном занятии.
Занятие рассчитано на 60 минут, состоит из 10 заданий. Для выполнения заданий класс делится на четыре команды: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, причем их состав определяется учителем таким образом, чтобы команды были примерно равными по силам. В этом случае вероятность того, что какая-то из команд не справится с работой, будет минимальной. Перед началом занятия проводится подробный инструктаж с пояснением по каждому заданию и выдается полный комплект из 10 заданий. Командиры могут быть назначены учителем или выбраны командой. Задачей командира является грамотное распределение заданий между членами команды, т.к. за отведенное время нужно выполнить достаточно большой объем работы. Выполненные задания передаются экспертам и к моменту окончания занятия итоги будут практически подведены.
В качестве примера приведем задания, приготовленные для команды «Альфа».

Задание №1

Составить из букв слова «алгоритм» как можно больше новых слов, записать их в Блокноте и отправить по сети в папку «Задание №1».

Задание №2

Задание находится в папке «Задание №2» по адресу:____ Перед выполнением задание скопировать на Рабочий стол, по окончании работы сохранить и отправить обратно по тому же адресу, указав в названии файла имя своей команды:

Установить соответствие между названием свойства алгоритма и его значением, соединив их с помощью инструментов меню Правка.

1.         Дискретность.
2.         Понятность.
3.         Определенность.
4.         Результативность.
5.         Массовость. 

Алгоритм должен быть понятен исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.

Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов.
Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.

Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи. По  одному алгоритму можно решать однотипные задачи.

Задание №3

Составить алгоритм отправки СМС другу, набрать его в Блокноте и отправить по сети в папку «Задание №3».

Задание №4

Найти ответы на вопросы, набрать их в Блокноте и отправить по сети в папку  «Задание №4». 

  1. Назовите примерные годы жизни автора «Арифметического трактата».
  2. Почему четыре арифметических действия долгое время называли ал-Хорезми?
  3. Какие правила в 12 веке в Европе называли алгоритмами?
  4. Почему понятие алгоритма является фундаментальным в современной информатике?
  5. Как называют алгоритм, записанный на формальном языке?

Задание №5

Назвать исполнителей (заполнить таблицу):

№ п/п Вид работы Исполнитель
1 Приготовление обеда  
2 Уборка мусора во дворе  
3 Стирка  
4 Перевозка пассажиров  
5 Обучение детей в школе  
6 Раскрой ткани  
7 Продажа железнодорожных билетов  
8 Доставка корреспонденции, газет  
9 Лечение зубов  
10 Быстрое размораживание продуктов питания  

Задание №6

Записать алгоритм превращения слов.
Исполнитель умеет, заменять в слове ровно одну букву на любую другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово. В русском языке есть немало слов, которые отличаются только одной буквой, например: мука-рука. При помощи одного промежуточного слова можно кошку «превратить» в мышку: КОШКА-МОШКА-МЫШКА.
Превратите слово СУП в слово РАК.

ОТВЕТ___________________________________________________________________

Задание №7

Расставить знаки действий так, чтобы получилось верное равенство: 1 1 1 1 1 1 = 23

ОТВЕТ___________________________________

Задание №8

Продолжить последовательность.
В приведенной ниже последовательности каждый следующий элемент получен по некоторому строгому правилу (алгоритму). Опишите это правило и продолжите последовательность, добавляя еще 3 элемента.

1, 1, 2, 3, 5, 8, ...

ОТВЕТ___________________________________

Задание №9

Восстановить  алгоритм (черный ящик).

Имеется некоторое устройство – “черный ящик”, способное преобразовывать информацию по некоторому правилу-алгоритму, который нам неизвестен, но его можно определить, подавая на вход “черного ящика” информацию и получая на выходе преобразованную информацию. Например, “черный ящик” работает так:

вход выход “черный ящик”
введенное число
делит на 2
0 0
12 6
20 10
108 54

Опишите алгоритмы преобразования. Допишите выходные значения в таблице:

вход выход
4

4

10

1

23

5

107

8

8

 

37

 

999

 

Задание №10

Шуточная задача.
Ужасный вирус пожирает память компьютера. За первую секунду он справился с половиной памяти, за вторую – с одной третьей оставшейся части, за третью секунду – с четвертью того, что еще сохранилось, за четвертую – с одной пятой остатка. И тут его настиг антивирус. Какая часть памяти уцелела?

ОТВЕТ___________________________________

Первые четыре задания выполняются с помощью компьютера и предполагают обращение к материалам газет, созданных участниками. Задание №2 было включено в комплект только потому, что практически в каждой газете имелась информация о свойствах алгоритмов.

Часть заданий  была составлена с использованием материалов ученических газет, часть взята на сайте  http://edu.tomsk.ru/konkurs/maraf_zn/task56inf.doc  и из сборника «Занимательные задачи по информатике» Л. Л. Босовой.

Критерии оценивания заданий

Задание

№1

№2

№4

№5

№3, №6-№10

Критерий

За каждое слово – 1 балл За каждое верно установленное соответствие – 1 балл За каждый верный ответ – 1 балл За каждого исполнителя – 1 балл max – 5 баллов

Приложение 1