Тема урока "Изготовление декора для штор в романтическом стиле – композиция из бутонов роз"

Разделы: Технология


Количество  часов: 3
Использование ИКТ: Демонстрация наглядности.
Общеучебные умения и навыки: Ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов.
Специальные умения и навыки: Организация рабочего места. Технология выполнения ручных стежек и строчек. Умение применять навыки ручного шитья при изготовлении розы. Приемы работы с инструментами и материалами.
Тип урока: Формирование знаний и умений.
Триединая дидактическая цель: Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении практического задания, ознакомить с правилами Т.Б. Научить самостоятельно оценивать результаты работы.
Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Методы обучения: Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная практическая работа, упражнения по выполнению приемов работы.
Материал для повторения:  Основные признаки романтического стиля в искусстве. Правила ТБ при  выполнении ручных работ. Знать терминологию ручных работ. Знать систему направления нитей в ткани.
Виды и формы контроля знаний: Индивидуальная практическая работа.
Практическая работа: Выполнение декора – Композиция из бутонов роз.

Цели урока:

  • Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при изготовлении декора в романтическом стиле –  композиция из бутонов роз, с использованием основ ручного шитья, ознакомить с правилами Т.Б.
  • Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
  • Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся.

Оборудование:ручная игла, булавки, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.

Материалы:детали из легких тканей (органза, шифон, вуаль), нитки.

Наглядные пособия: визуальный ряд с демонстрацией этапов технологии выполнения розы (фотографии), схемы выполнения шва «вперед иголку".

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, шов, наметать, крой по косой, закрепить.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка организации рабочих мест.
  • Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний

III. Объяснение нового материала

Романтизм – это легкий, изысканный стиль он характерен для поэтических натур. Этому стилю сопутствуют: утонченность, элегантность, пластика линий. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.
В современном интерьере романтический стиль прекрасно сочетают: ковку, арочные формы проемов, зеленые уголки в красивых вазонах, скульптуры, стекло, цветы, легкие ткани… Мебель обтянутая шелковой тканью, или шелковые подушки. Для этого стиля подходят теплые светлые оттенки: бежевый, розовый, персиковый, сиреневый, голубой. Впрочем, современный романтический интерьер может быть создан и в темно-синем или коричневом цвете, если умело подобрать декор.
Роль текстиля важна, как ни в одном другом стиле дизайна. Особенно популярны - шелк, бархат, органза. Занавеси и шторы обязательно драпированы, собраны в складки. Воланы и кружево украшают занавеси, кроватные пологи, покрывала кроватей. Много подушек разной формы и цвета. Предпочтительны изысканные цветочные рисунки или узорные линии.

IV. Текущий инструктаж

Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

  • Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
  • Голову слегка наклонить вперёд.
  • Нельзя опираться грудью о стол.
  • Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
  • При работе не следует ставить локти на стол.
  • Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

  • Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.
  • Что нужно сделать до начала работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
  • Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
  • Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество игл и булавок в игольнице; убрать рабочее место.

V. Практическая работа: «Композиция из бутонов роз»

  • Выполнить бутоны.
  • Выполнить листья.
  • Выполнить собрать составные элементы в единую композицию.

Требования, предъявляемые к выполнению задания.

  • Ровно совмещать и выравнивать детали изделия.
  • Соединять детали изделия швом «вперед иголку».
  • Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.
  • Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

Технология изготовления (Приложение 1)

VI. Заключительная часть

Вопросы для повторения:

  1. Какие характерные элементы определяют романтический стиль?
  2. Какие элементы характерны современному интерьеру в романтическом стиле?
  3. Какие цвета используют в интерьере романтического стиля?
  4. Какие ткани использую для изготовления декора в романтическом стиле?
  5. Для чего при изготовлении композиции из бутонов роз используют крой по косой?
  6. Какие варианты применения цветов из ткани в интерьере?

VII. Анализ допущенных отклонений

Самоконтроль: сравнить аккуратность швов в местах скрепления деталей; проверить выполнение технических условий.

Оценка работы.