Коррекционное занятие для детей с нарушениями зрения по теме "Зимующие птицы"

Разделы: Коррекционная педагогика


Вид занятия: подгрупповое.

Возрастная группа: старшая.

Разрабатывая конспект занятия, прежде всего учитывались офтальмологические заключения детей, зрительная нагрузка и индивидуальные возможности каждого ребенка.

Цель занятия: развитие ориентировки в пространстве через лексическую тему “Зимующие птицы”.

Цель занятия осуществлялась через решение обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных задач.

Коррекционные задачи:

  • Расширять у детей с нарушением зрения опыт ориентировки в малом пространстве. Для решения этой задачи мы использовали игру “Найди части картинки”, дети должны были воспринять словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнить задание.
  • Формировать пространственные представления, умение ориентироваться на листе в крупную клетку. Данная задача была решена в задании “Перемести птичку по клеткам”.
  • Совершенствовать зрительно-моторную координацию. Мы использовали лабиринт, где были задействованы одновременно рука и глаза.
  • Развивать глазомер. Для решения этой задачи мы использовали зрительные ориентиры.

Обучающие задачи:

  • Закреплять и конкретизировать знания детей на тему “Зимующие птицы”, опираясь на графические изображения. Для решения этой задачи мы использовали дидактические картинки.
  • Обучать соотношению расположения птиц на карте-пути (лабиринт).

Развивающие задачи:

  • Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, внимание, память, прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику, умения ориентироваться по словесной инструкции. Эти задачи осуществлялись через следующие игры и упражнения: “Составь из частей целое”, “Узнайте птиц, прилетевших к кормушке”, пальчиковая гимнастика “Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?”, “Проведи линию у себя на листочке”, “лабиринт”, “Найди части картинки”. Развитию слухового восприятия помогало музыкальное сопровождение “Голоса птиц”.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Эти задачи старались осуществлять в ходе всего занятия, а также через игры: “Помоги птицам добраться до своего дерева” (лабиринт), пальчиковую гимнастику.

Требования, которые учитывались во время проведения данного занятия:

  • Время занятия. Зрительная гимнастика проводится на 7–10 минуте (для детей старшего возраста). Длительность зрительной работы не должна превышать 15 минут.
  • Достаточная освещенность.
  • Предварительная посадка детей (по отношению к свету и с учетом состояния их зрения и вида косоглазия).
  • Учет расстояние от глаз до наглядного материала 20–30 см.
  • Доступность наглядного материала (он должен быть – яркий, контрастный, насыщенный).
  • Использование фланелеграфа, подложек, конторок.

На занятие обучение строили как увлекательную игровую деятельность. Использовали сюрпризный момент, прием воображаемой ситуации. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения и повысила активность детей.

В ходе занятия использовали наглядные, словесные и практические методы. На протяжении занятия учитывали интересы и способности детей, варьировали задания и их дозировку. Оказывали помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах. Практиковали групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Занятие динамично: дети ходят по кабинету, сидят за партой, собирают картинки, работают на ковролине, конторках, и т.д.

Планируя занятие, мы учитывали индивидуальные особенности детей. Детей с низкой остротой зрения и зрительной нагрузкой №1 мы посадили за первую парту. Детей с косоглазием мы посадили так, чтобы рабочий глаз ребенка видел рассматриваемый предмет. Конторки давались детям со сходящимся косоглазием с целью смены деятельности.

Все общеразвивающие упражнения строились так, чтобы зрительный анализатор не перегружался, а его функция сочеталась с работой слухового и двигательного анализатора.

Ход занятия

Организационный момент.

– Здравствуйте, дети, сегодня со мной произошла вот какая история:

Прихожу утром в кабинет, а на столе сидит птица с запиской. Вот она. (Показывает птицу с запиской.)

– Хотите узнать, что написано в письме?

(Читаю письмо.)

– Сегодня утром я нечаянно залетел в ваш кабинет. Перелетая с одного места на другое, я уронил все картинки, которые лежали на ваших столах. Я расскажу, где они лежат, а вы их найдите.

Основная часть.

Дидактическая игра “Найди части картинки”.

– Первая картинка на стуле, который стоит у окна, ближе к доске.
– Вторая картинка находится около стола педагога.
– Третья картинка лежит во втором ящике большого стола.
– Четвёртая картинка находится за зелёной книгой, которая стоит на полке.
– Пятая картинка выглядывает из-за игрушечного мишки, который сидит на подоконнике.
– Давайте сложим все картинки вместе и посмотрим, что получится.

Дидактическая игра “Составь из частей целое”.

– Что у вас получилось? (Кормушка.)
– Кому нужна кормушка зимой? (Птицам.)
– Рассмотрите картинку, и узнайте птиц, прилетевших к кормушке. (Ворона, синицы, воробей, снегирь.)
– Какие это птицы? (Зимующие.)
– Молодцы, правильно!
– Представьте, что мы очутились в зимнем лесу

Физическая минутка:

В лесу очень холодно, у нас замерзли руки, погреем их (потерли).

Щеки тоже замерзли (потерли).

Давайте попрыгаем, на месте побегаем.

Раздается птичий крик.

– Вы слышите, как кричат птицы? Давайте послушаем и узнаем, какая птица издает голос (прослушивание криков птиц).

– Чтоб на холоде не мерзнуть
Птицам нужно упражняться.
Ну и глазкам нашим нужно
Всегда зарядкой заниматься.

– Давайте потренируем наши глаза, чтоб продолжить наше путешествие.

Зрительная гимнастика:

Проводиться со зрительными ориентирами.

– Надевайте очки и проходите за парты.

“Лабиринт”.

– Мы с вами пришли на лесную зимнюю полянку. Ребята, а кто расположился слева на лесной полянке? Это птицы. Назовите этих птиц по порядку, начиная сверху вниз (снегирь, воробей, сорока, синица).
– Посмотрите, что находится справа на зимней поляне? Назовите деревья по порядку снизу вверх (сосна, береза, ель, дуб).
– Не зря птицы собрались все вместе. Они забыли, с какого дерева они прилетели. Ребята, а вы поможете птицам? Распутаете следы? А помогут нам в этом разноцветные дорожки.
– Первую дорожку мы распутаем вместе. Я буду медленно вести указкой по дорожке, а вы внимательно следите глазами и пальчиком вместе со мной, вдруг я ошибусь, будете помогать, чтобы мы правильно распутали дорожки и вернули птицу на ее дерево.
– Поставьте правую (левую) руку на локоток и указательный палец направьте в ту точку, где сидит снегирь, переведите палец на начало дорожки.
– Готовы, ребята, начинаем распутывать первую дорожку следов снегиря. (Дети следят глазами и ведут пальчиком. Педагог медленно ведет указкой по линии лабиринта.) Мы распутали первую дорожку, скажите, с какого дерева прилетел снегирь? (С елки.) Мы с вами выручили снегиря. Какого цвета дорожка нам в этом помогла?
– Теперь проведите линию на своих листочках от снегиря до елки, мы нашли с какого дерева прилетел снегирь.
– Все остальные дорожки вы должны распутать сами.
– Чтобы приступить к дальнейшему заданию, потренируем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем:
2 синицы, воробей
6 щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек.

“Ориентировка на микроплоскости”.

– А теперь, Петя подойдет ко мне. У каждого из вас на парте сидит птичка. Возьмите ее в руки и покажите, как она полетела на середину листа. А ты Петя, покажешь это на ковролине. А теперь, птичка полетела на одну клетку вверх, вправо, где оказалась птичка? (в верхнем правом углу) и тд.
– Молодцы, правильно выполнили задание.

Дидактическая игра “Кто скорее соберёт зёрнышки?”.

– Я приготовила корм для птиц. Он лежит у вас на тарелочках. Давайте переберём его, чтобы птицам удобнее было клевать. Пшено складывайте в синие тарелочки, а семечки в жёлтые.

Итог занятия.

– Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? Каких птиц мы встретили на поляне? Как люди заботятся и помогают птицам зимой? Нужно ли делать кормушки для птиц? Вот и я вам приготовила подарок. Я вам дарю кормушку, чтобы вы ее повесили у себя на участке, насыпали туда семечек и подкармливали птиц. Ведь им так тяжело зимой.