Сибирский север - проблема и гордость России

Разделы: География


Информационная карта урока

Тип урока: контрольно-обобщающий
Цель: итоговый контроль знаний по теме

Задачи:

  • образовательная – обобщение знаний по теме
  • воспитательная – расширение представлений об особенностях страны
  • развивающая – отработка умения доказывать и аргументировать
  • мотивационная – создание ситуации успеха для итогового контроля
Содержание учебно-познавательной работы Методические приёмы Ожидаемые результаты взаимодействия “учитель - ученик”
1. Организационный этап:

Объявление темы, цели, порядка хода урока; представление помощников

- “погружение” в работу - позитивный настрой на плодотворную работу
2. Представление и обсуждение презентации “Сибирский Север” - коллективная работа с использованием ИКТ

- беседа

- элементы анализа и обобщения

- сравнение

расширение знаний по теме

- “шлифовка” умения анализировать, аргументировать

- для учителя – возможность увидеть пробелы в знаниях и скорректировать их

3. Составление собирательного образа Сибирского Севера - работа в парах

- систематизация

- обобщение

- создание ситуации успеха (уверенности в своих знаниях)
4. Контрольный тест с последующей самопроверкой - индивидуальная работа - отработка умения сосредоточиться на главном (цели урока)
5. Подведение итогов урока - поощрение - получение удовлетворения от успешной работы

Конспект урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результаты деятельности
Организационный - Объявляет цель урока, порядок хода урока, представляет соведущего, Готовят рабочие места в соответствии с заданием, записывают в рабочей тетради тему урока - позитивный настрой на работу
Представление и обсуждение презентации “Сибирский Север” - Соведущий (Анна) представляет презентацию,

просит зачитать проблемное утверждение (имя урока), которое нужно будет аргументировано объяснить, проверяет успешность работы;

- учитель предлагает прокомментировать слайды в соответствии с темой урока, задаёт наводящие вопросы, корректирует знания, если это нужно

Используя доступные источники информации (учебник, записи в рабочей тетради, карты атласа), комментируют следующие “немые” слайды:

1. Полярное сияние – северные сполохи

2. Лесотундра Западной Сибири

3. Тайга – богатство Сибири

4. Хозяйство компании “ЛУКОЙЛ”

5. Нелёгкие дороги севера

6. Коренное население Таймыра

7. Оленеводство

8. Современная Яранга

9. Норильск – уникальность и проблемы

10. Енисей – батюшка

11. Великие реки Сибири

12. Саха – Якутия, добыча алмазов

13. Северный морской путь

14. Гербы городов Норильск и Якутск

- систематизация и расширение знаний по теме

- ученики показали свои способности и умения (делать выводы, аргументировать, анализировать, доказывать)

- обнаружены и скорректированы пробелы в усвоении темы

Составление собирательного образа Севера - учитель предлагает, работая в парах, составить образ Сибирского Севера в виде тезисов

- Анна систематизирует итоги работы групп, зачитывает их, предлагает свой вариант, делает сравнение

- учитель предлагает обсудить имя урока

- работают в парах

- составляют тезисы (6-8) отдельной записью в рабочей тетради или подчёркиванием в уже имеющихся записях по теме

- устно представляют результаты работы (внимательно следят за ответами: сказанное другими учениками повторять нельзя)

- выслушивают Анну, сравнивают свои тезисы с обобщёнными

- рассуждают, почему Сибирский Север назван “проблемой и гордостью” (2-3 мнения, затем начинаются повторения)

- создан образ изучаемой территории

- знания систематизированы

Выполнение контрольного теста - учитель выражает уверенность в том, что плодотворно проведенная работа поможет успешно выполнить контрольный тест

- Анна раздаёт контрольные материалы, собирает их, даёт ключи к тесту

- учитель отвечает на “технические” вопросы, следит за соблюдением индивидуальности работы

- получают индивидуальный тестовый лист, читают задание, задают вопросы по технике их выполнения (если есть)

- работают с тестом

- сдают тестовый лист

- работают с “ключами”

- ученики проверили способность сосредоточиться, выделять главное, оценили свои знания по теме
Подведение итогов урока - учитель благодарит учеников и Анну за работу, сообщает домашнее задание - выслушивают информацию об итогах работы

- записывают домашнее задание

- все получили удовольствие от урока (тест выполнили успешно, понравились гостям, которые присутствовали на уроке)
  • Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл./ В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.

Приложение 1

Приложение 2