Урок по письму "Различие названий по вопросам "Кто это?", "Что это?"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: учить различать названия предметов по вопросам “кто это?”, “что это?”

Задачи:

Образовательные:

  • Соотношение вопроса и ответа;
  • Развитие навыков грамотного, каллиграфического письма.

Коррекционные:

  • Развитие внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • Развитие фонематического слуха.

Воспитательные:

  • Воспитание положительной мотивации.

Применяемые технологии: традиционная, индивидуальная, гуманно-личностная, игровая.

Оборудование: предметные картинки; карточки с вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

II. Актуализация знаний.

Ребята, закройте глаза.

(на доску вывешивается рисунок “Чудо-дерева”, на котором “растут” разнообразные фрукты, овощи, сверху – “трава”).

Ребята! Что это?

Это дерево.

Назовите, что растет на нем? (яблоко, груша, слива, капуста, морковь).

Может ли все это расти одновременно на дереве?

Значит, какое у нас дерево? (“Чудо-дерево”)

Посмотрите внимательно и найдите ошибки, используя предлоги “на”, “под”.

Учащиеся исправляют ошибки.

Морковь, капуста, трава растут под деревом.

Яблоко, слива, груша растут на дереве.

Обобщение: назовите одним словом предметы, которые растут на дереве.(фрукты); под деревом (овощи).

Давайте хором произнесем названия фруктов, овощей.

Поставьте вопрос к словам (Что это?)

(Учитель сверху прикрепляет табличку с вопросом “Что это?”)

Почему мы спрашиваем о фруктах и овощах “что это?”(Они неживые)

Учитель крепит на доску теремок.

Что это?

Это теремок.

Давайте поселим в теремок сказочных героев.

(Дети по очереди “заселяют” теремок героями сказки: мышка, лисичка, зайчик, лягушка, волк и одновременно износят слова с названиями героев сказки).

Сегодня к нам на урок пришли новые сказочные герои. Они тоже хотят пожить в теремке. Это корова из сказки “Крошечка-Хаврошечка” и Конек-Горбунок из одноименной сказки П. Ершова.

Учитель прикрепляет изображения сказочных героев на теремок.

Обобщение:Назовите одним словом героев сказки. (Животные)

Поставьте вопрос к словам. (“Кто это?”)

Учитель прикрепляет сверху табличку с вопросом “Кто это?”

Почему мы спрашиваем о животных “Кто это?”? (Они живые.)

Учитель снимает с доски наглядный материал, оставляет таблички с вопросами “Кт это?”, “Что это?”

ОБОБЩЕНИЕ

О каких предметах мы спрашиваем “что это?” (О неживых)

О каких предметах мы спрашиваем “кто это?” (О живых)

III. Изучение нового материала.

Минутка чистописания

Наши пальчики сплетём,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть –
Их расслабить не забудь.

А теперь пора за работу нам всем приниматься, в тетрадях красиво писать и стараться.

Сегодня у нас необычная минутка чистописания. Вы не будете писать буквы, слоги.

Сейчас мы напишем картинный диктант.

Вы берете картинку, называете ее, задаете вопрос и прикрепляете картинку в нужный столбик.

(Дети прикрепляют картинки на доску: лошадь,заяц, корова, морковь, яблоко, трава)

Физкультминутка.

Игра “Отгадай вопрос”.

Теперь настало время отдохнуть. Сейчас мы с вами поиграем в игру “Отгадай вопрос”.

Что у меня в руках? (у вас в руках мяч)

Поставьте вопрос к этому предмету.

Молодцы.

Сейчас я вам буду бросать мяч и называть слово. Ученик, поймавший мяч, бросает мне его обратно, называет вопрос к слову-предмету.

(слова: лошадь, заяц, корова, морковь, яблоко, трава)

Будьте внимательны, кто ошибётся три раза – выбывает из игры.

(машина, мяч, человек, дом, мама, котик, мишка, карандаш, ручка, тетрадь, Алёна и т.д.)

Молодцы!

Знакомство с новым словом из словаря.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым словом из словаря.

Посмотрите на картинку. (Корова)

Поставьте вопрос к предмету, изображенному на картинке.

Кто это?

Это корова.

Вывешивается табличка с правописанием данного слова.

Почему мы прикрепили картинку с изображением коровы в левый столбик?

Мы повесим в левый столбик, потому что слово отвечает на вопрос “Кто это?”.

Звукобуквенный анализ. Откройте тетради, запишите число. Запись слова в тетрадь. Постановка ударения. Подчеркивание гласной, написание которой необходимо запомнить. Деление слова на слоги.

Работа в тетрадях.

Давайте запишем в два столбика слова, обозначающие предметы на картинках. В один столбик запишем слова, отвечающие на вопрос “что это?”, во второй – “кто это?”

Работа выполняется дифференцированно: один ученик работает у доски, другие – списывают с карточки, пишут по обводке).

Как одним словом можно назвать слова, отвечающие на вопрос “кто это?” (животные).

Можно ли одним словом назвать слова, отвечающие на вопрос “что это?” (Нет, т.к. на одной картинке изображена трава).

Игра: “Любимое лакомство”

А теперь угостите животных их любимым лакомством. (Дети линиями соединяют животных с продуктами питания).

Составление и запись предложения со словом “корова”.

Детям предлагается ряд картинок, разделенных на 3 элемента. На них изображены различные предметы и животные. Все изображения составляют логические тройки по признаку предназначения и получения конечного продукта. Дети группируют картинки по общему признаку (корова-молоко-мороженое).

Составляем предложение:

Корова дает молоко.

Определяем количество слов в предложении. Записываем схему предложения.

С каким словарным словом познакомились на уроке?

IV. Закрепление.

Игра-лото “Кто? Что?”

Дети закрывают фишками предметные картинки, на которых написано “кто?” или “что?”.

После выполнения задания взаимопроверяют друг друга в парах.

Работа с предметными картинками.

Распределите данные картинки на две колонки.

Почему карточки с изображением коровы, акулы, птицы и т.д. поставили под вопросом “кто?”?

А почему картинки с изображением самолёта, дерева, трактора и т.д. поставили под карточкой с вопросом “что?”?

Значит, слова-предметы, обозначающие живые существа, отвечают на какой вопрос? (Кто?)

А о неживых предметах мы как спрашиваем? (Что?)

Сегодня все работали хорошо.

V. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

Какое настроение у вас было сегодня на уроке? (показывают смайлики)