Классный час "Как жили на Руси"

Разделы: Классное руководство


Цель: развивать чувства патриотизма и национальной гордости за свою Родину.

Задачи:

  • образовательные: знакомство детей с бытом русского народа; развитие у учащихся правила хорошего тона на основе традиций русского народа;
  • коррекционные: расширение словарного запаса у детей, расширение знаний детей о здоровом образе жизни;
  • воспитательные: воспитание интереса к русским народным традициям , уважительного отношения к русской культуре.

Оборудование: компьютер, мультимедийный аппарат.

Используемые материалы: фильм “Русская изба”, презентация “Как жили на Руси”, русские народные мелодии, фонограммы для песен.

Наглядность: уголок “русской избы”, платки, плакаты с пословицами.

Все гости и участники сидят за столом. На столе самовары и блины с вареньем.

ИЗБА.

Тихо звучит русская народная музыка.

ВЕДУЩИЙ:

Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русский люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

ВЕДУЩИЙ:

- А почему Русь называют деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок,, и стены, и мебель, и посуда…

ВЕДУЩИЙ:

Нас окружает множество вещей без которых, без которых нашу жизнь трудно себе представить. Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки. Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.

Просмотр фильма “Русская изба”.

ВЕДУЩИЙ:

Внимательно ли вы смотрели и слушали? Сейчас проверим.

- Из чего строили дома на Руси?

- Чем украшали избы?

- Чем занимались люди, которые были показаны в фильме?

ВЕДУЩИЙ:

В словаре сказано, что слово “изба” произошло от слова “истба”, которое употребляется в древних летописях, начиная с древнейших времен. Очевидна близость древнего названия с глаголами “топить”, “истопить”.Чем объясняется связь этих слов? (Раньше избой называли только ту часть помещения, которая отапливалась.) А самое святое место в доме называлось “красный угол”. Люди спали в избе на палатях и на лавках.

- Кто ответит, чем различаются лавка и скамья? ( Ребята отвечают.)

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев , смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или скамью.

ВЕДУЩИЙ:

Вдоль стен стояли сундуки, в которых хранилось хозяйское добро. По количеству сундуков измерялся достаток хозяев.

В избе был “красный угол”, в котором на специальной полке стояли иконы, лежали молитвенники, горела лампада.

УТВАРЬ

ВЕДУЩИЙ:

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.

- Кто знает, что обозначает слово – утварь?.

(Ребята отвечают).

В толковом словаре В.И.Даля объясняется так утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в обиходе.

Детям предлагается для рассмотрения некоторые предметы утвари и школьного музея. (обсуждение)

ВЕДУЩИЙ:

- А сейчас ребята расскажут вам историю некоторых старинных вещей.

1 ученик

- Угадайте, что это такое.

ПЛЫВЕТ ПАРОМ,
УГОЛЬ В НЕМ.

Да, это утюг.

Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, а в некоторые хозяйка клала горячие угли. Утюг изготавливал в кузнице кузнец. Если утюги открываются для закладки угля, то они сделаны позднее. Их покупали зажиточные хозяева.

2 ученик.

- О чем эта загадка?

СПИНКА ЕСТЬ - БРЮХА НЕТ,
ГОЛОВА ЕСТЬ – ДА БЕЗ МОЗГОВ,
УШИ ЕСТЬ ДА НЕ СЛЫШИТ,
ПОДВЯЖЕШ – ИДЕТ,
РАЗВЯЖЕШЬ – ЛЕЖИТ.

Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой , передняя часть – головкой, ушками называли петельки, в которые продергивались веревочки, удерживающие лапоть на ноге.

3 ученик.

НОВАЯ ПОСУДИНА ,А ВСЯ В ДЫРАХ. Что это?

Это всем известные корзины. Корзины изготовлены из ивового прута. В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них хранили продукты и т. д.

4 ученик. О чем эта история?

БЫЛ Я КОПАН,
БЫЛ Я ТОПТАН,
БЫЛ НА КРУЖАЛЕ,
БЫЛ НА ПОЖАРЕ,
БЫЛ НА БАЗАРЕ,
СКОЛЬКО БЫЛО СИЛ,
ВСЮ СЕМЬЮ КОРМИЛ,
САМ ТЕРПЕЛ – НИЧЕГО НЕ ЕЛ.

Эта история про глиняный горшок. Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, потом замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале, изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был первой необходимости, в нем варили щи да кашу и прямо в горшке блюдо подавалось на стол.

5 ученик. О чем эта история?

МЕДНЫЙ БЕС НА СТОЛ ЗАЛЕЗ,
СТОИТ ФЕРТ ПОДБОЧЕНЕВШИСЬ.

Это самовар. Самовар – русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России. Впервые появление самовара было отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары бывают разными.

УЧЕНИКИ ВСЕ ВМЕСТЕ:

Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь,
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.

 ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

ВЕДУЩИЙ:

- Вот пришло время размяться и поиграть.

1. ЛОВКАЯ ХОЗЯЙКА

(Девочки переносят по три пластиковых стакана, которые стоят на тарелке, обходя препятствия)

2. БЫСТРЫЙ ХОЗЯИН

(Столовой ложкой наполнить стакан, перенося воду из другой емкости)

3. КОНКУРС ПОСЛОВИЦ

(Детям предлагается собрать и объяснить пословицы о русских традициях)

  • В СВОЕМ ДОМЕ И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
  • ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ – ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

РУССКАЯ ПЕЧЬ

ВЕДУЩИЙ:

Представьте картину: длинный зимний вечер, за окошком вьюга, а в избе тепло-тепло. На печку после трудового для забиралась бабушка, а внуки тут как тут… О чем они просят рассказать бабушку? (Рассказать сказку.)

Назовите сказки, в которых бы упоминалась печка. (“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”, “Колобок ” и др.)

ВЕДУЩИЙ:

- Отгадайте загадку:

Наша толстая Федора
Наедается нескоро.
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)

ВЕДУЩИЙ:

Печь в избе ставилась напротив переднего угла, который назывался “красным углом”

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА “РУССКАЯ ПЕЧЬ”

(обсуждение фильма)

ВЕДУЩИЙ:

А сейчас я буду начинать пословицу, а вы будете ее договаривать.

  • Не красна изба углами – красна пирогами.
  • Печь нам мать родная.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Мала печка, да тепленька.
  • Что есть в печи, все на стол мечи.

ВСЕ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ “СЯБРЫ” “АХ ПЕЧИ-ЛАВОЧКИ”

ВЕДУЩИЙ:

Закончить наш классный час мне хочется словами Сухомлинского

“Семья – это среда, где человек должен учиться творить добро”.

Учитесь у своих родных быть добрыми и внимательными, слушайтесь, берегите их!

Недаром говорится: “Коли семья вместе, так и душа на месте!”.

Спасибо всем за участие в классном часе.

Будьте, здоровы! До свидания!