Умножение и деление обыкновенных дробей

Разделы: Математика


Цель урока:

  • закрепление и систематизация знаний упражнений по теме “Умножение и деление обыкновенных дробей”;
  • развитие математической речи и навыков самооценки;
  • воспитание графической культуры.

Оборудование: лото, кроссворд, карточки

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы закрепим и отработаем навыки умножения и деления обыкновенных дробей.

2. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание. Я попрошу вас обменяться тетрадями, взять в руки карандаши, проверим правильность выполнения и поставим оценки.

№1

( : - ) : * + = 1

  1.  : = = 25
  2.  - 23 = 24 - =
  3.  : 1 = = 1
  4.  =
  5.  + = =

№622

20 : = * ==30,6 (км/ч)

Ответ: 30,6.

3. Устный счет.

В процессе изучения данной темы мы учили правила умножения и деления обыкновенных дробей. Я попрошу вас их вспомнить.

Правило 1. Произведение дробей – есть дробь ,числитель которого равен произведению числителей, а знаменатель равен произведению знаменателей.

Правило 2. Чтобы разделить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.

А теперь проверим знание этих правил на практике. Соберем математическое лото. Работаем по цепочке. Я зачитываю первый пример и вызываю кого-либо из вас к доске. Вызванный мною ученик вычисляет значение, находит карточку с нужным ответом на столе и прикрепляет её, читает следующий пример и вызывает кого-то из вас. Итак, мы справились с этим заданием.

Лото

 * =  : =1
 : =1  *  =
8 : = 1 =
 *  =  :11 =

4. Диктант

Выполним графический диктант. На доске /\ - верно; _ - неверно

Я читаю утверждение. Если оно верно, то вы рисуете “домик”, если неверно ставите черточку. У доски работают два ученика из разных вариантов.

Вариант 1 Вариант 2
1. Верно ли, что * = 1. Верно ли, что 1 * =
2. Верно ли, что > 2. Верно ли, что ?
3. Верно ли, что = 3. Верно ли, что =
4. Верно ли, что *= 4. Верно ли, что * =
В5. ерно ли, что : = 5. Верно ли, что : =
/\__.__/\__ __/\/\__.__

Ставлю оценки, кто был у доски. Сосед соседу ставит оценку.

5. Систематизация знаний

Работаем по группам (6 групп). Каждой группе предлагается карточка. На одной стороне карточки записаны задания. Вам необходимо выполнить каждое из заданий и посмотрев таблицу на обороте карточки, найти этот результат и соответствующую ему букву. Выполнив все задания вы получите слово. Выберите, пожалуйста, по одному представителю от группы для работы у доски. Одна карточка остается на столе, вторую заберет ваш представитель. Если работающий у доски испытывает затруднения, он может обратиться за помощью к своей группе. Чтобы всем нам был виден результат работы у доски записывайте, пожалуйста, буквы мелом другого цвета. Полученные слова записывайте на доске.

Карточка 1

  1. 7 * = = = = п
  2.  * 42 * = 2 р
  3. 7 * ( + 7) = 7 * 2 = =17 а
  4. Найдите площадь квадрата, если длина его стороны 1 м
     * = = = 22) в
  5. Решить уравнение.
    Х : = 3
    Х = 3 * =
    Х =1 и
  6.  : = = л
  7. 8 : = = 10 ь
  8. 4 : 3 = = = 1 н
  9. 1 : = 3 а
  10. Расстояние между двумя городами 210 км. Поезд прошел это расстояние за 4 ч. Какова скорость поезда?
    210 : 4 = = 45 (км/ч) я

Карточка 2

  1. 2 * * = ч
  2. 20 * = и
  3. * * = с
  4. Какое расстояние пройдет автомобиль за часа, если его скорость 48 км/ч?
    48 * = 20 (км) л
  5. Решить уравнение.
    Х : = 3
    Х = 3 * =
    Х = 1 и
  6. 3 : 2 = = 1 т
  7. 8 : = = 12 е
  8. 0 : 5 = 0 л
  9. На сколько кусков можно разрезать лист фанеры площадью м2, если площадь одного должна быть м2
    2 : = =8 (К) ь

Карточка 3

  1. 3 * = = с
  2. 2 * = = 1 о
  3. 3 * 0 * = 0 с
  4. Скорость пешехода 3 км/ч. Какое расстояние пройдет пешеход за часа?
    3 * = = = 2 (км) т
  5. Решите уравнение.
    * Х =
    Х = : =
    Х = 1 а
  6. 2 : + = + = 25 + = 25 в
  7. 4 : 1 = = 3 н
  8. 1 : = 3 о
  9. В классе 12 мальчиков. Это составляет всех учащихся класса. Сколько учащихся в классе?
    12 : = = 32 (уч) е

Карточка 4

  1.  * 1 = = = 1 д
  2. * (5 - ) = 4 * 4 = 4 * = 19 е
  3. Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения ; и (м)
     * * = = (м) л
    ( + 2) : 7 = 3:7 = и
  4. Решите уравнение.
     Х = 2
    Х = 2 : = = 8 т
  5.  : = = = 3 е
  6.  : = л
  7. Витя начертил два угла. Один из них равен 1300, а другой в 2 раза меньше. Чему равен второй угол?
    130 : 2 = = 520 ь

Карточка 5

  1. * = к
  2.  * 42 = 10 р
  3.  * = 2 а
  4.  : 5 = = т
  5. Решите уравнение.
    Y =2
    Y = 2 : = =
    Y =4 н
  6. 0 : 1 =0 о
  7. Объем одной комнаты 60 м3, а другой в 1 раза меньше. Вычислите объем другой комнаты?
    60 : 1 = = 40 (м3) е

Карточка 6

  1. * = п
  2. * = 1 р
  3.  * * = 2 о
  4. Решите уравнение.
    Х =
    Х = : =
    Х = 1 с
  5.  : 6 = = т
  6.  : = = о
  7. Расстояние между двумя городами 150 км. Скорость поезда 55 км/ч. Найдите время поезда в пути.
    150 : 55 = = = 2 (ч) е

У нас получилось 6 слов. Эти слова необходимо вписать в кроссворд. Я читаю пояснение для каждого слова, а вы из слов, записанных на доске, выбираете нужное.

  • Как называется число, на которое делится данное натуральное число? (делитель)
  • Как называется любое натуральное, которое делится на данное натуральное число? (кратное)
  • Число, которое имеет только два различных делителя: единицу и само себя? (простое)
  • Как называется число, имеющее более двух делителей? (составное)
  • Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (правильная)
  • Как называется число, показывающее, сколько разных частей взято? (числитель)

6. Итог урока.

Итак, сегодня мы на уроке закрепили и систематизировали навыки по умножению и делению обыкновенных дробей.

Ставлю оценки за урок. Кто усвоил материал на “5”, на “4”, на “3”? поднимите руки.

С каким настроением вы уходите с урока? Если урок понравился, то поднимите смайлик с весёлым настроением, если нет, то с грустным.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: №614, №691(г), №609 (л,м).