Закрепление пройденного материала по теме "Величины"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель: обобщить и закрепить знания и умения по теме “Величины”.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аудиокассета с записью голосов птиц, таблички для математической разминки, учебник “Математика” 4 класс авт. М.И. Моро и др.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Целевая установка.

- Прочитайте слова. (Приложение, слайд 1).

- На какие 2 группы их можно разделить? (Величины и единицы их измерения).

- Какие слова отнесем к первой группе, второй? (Масса, длина, время, площадь, килограмм, метр, гектар, час).

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Величины”.

Наш урок будет не совсем обычным. А в чем его необычность вы узнаете после математической разминки.

3. Математическая разминка. (Приложение, слайд 2).

Учитель задает вопрос, дети отвечают “да” или “нет”, выбирают нужную букву из таблицы и записывают её под номером вопроса.

У детей имеются таблички:

1 2 3 4 5 6 7 8
               

Вопросы:

  1. 5 км – это 5000 метров. (Да)
  2. В 4 часах – 400 минут. (Нет)
  3. Лента длиной 3 дм короче, чем длиной 30 см. (Нет)
  4. 1380 г – это 14 век. (Да)
  5. В 1 дм 2 – 100см 2. (Да)
  6. Если к 3000 г прибавить столько же, получится 6 кг. (Да)
  7. Четвертая часть часа составляет 25 минут. (Нет)
  8. В центнере 100 кг. (Да)

- Прочитайте, какое слово у вас получилось? (Экология)

- Как вы понимаете значение слова? (Приложение, слайд 3).

- И вот сегодня на уроке мы будем говорить о природе, об экологических проблемах.

4. Решение задач.

1) Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество сажи

уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений? (10 тонн)

- В какие меньшие единицы массы можно перевести 10 тонн? (10 тонн = 100 ц = 10000 кг)

-Что еще нам помогает очистить воздух? (Растения)

- Почему растения называют “легкими планеты”? (Лес выделяет кислород, поглощает углекислый газ).

- Давайте решим задачу.

2) Лес площадью 3 га за 3 часа поглощает 72 кг углекислого газа. Сколько углекислого газа он поглощает за 10 часов?

- Что в задаче известно?

- Что надо узнать?

Составим пропорцию (1 человек у доски).

3 часа – 72 кг

10 часов - ?

Коллективный разбор и составление плана решения, запись решения самостоятельно.

Проверка:

- Так за 10 часов, сколько углекислого газа поглотит лес?

5. Преобразование величин.

- Мы работаем над величинами, которые встретились в этой задаче.

Дети работают в тетрадях: (Приложение, слайд 4).

3 часа = 180 мин.

10 часов = 600 мин.

72 кг = 72000 г

240 кг = 240000 г

3 га = 300 а

6. Физминутка (звучит запись “голоса птиц).

- Лес – не только легкие планеты, но это место отдыха человека. Сейчас мы немножко отдохнем. Закройте глаза, представьте, что вы в лесу, облокотитесь на спинку стула. Вам легко и свободно дышится в лесу. Откройте глаза, сделаем точечный массаж. Мы готовы работать дальше.

7. Решение выражения и уравнения.

Многие птицы и звери занесены в Красную книгу (Приложение, слайд 5).

- Чтобы узнать о каком животном пойдет речь, найдите закономерность в расположении чисел, назовите недостающее число. 210 - слон.

- Люди поставили слонов на грань исчезновения, охотясь на серых гигантов ради их ценных бивней.

Массу слона вы узнаете, решив это выражение (Приложение, слайд 6).

- Назовите значение выражения? (6800)

Средняя масса слона 6800 кг. (перевод в тонны и килограммы)

6800 кг = 6 т 800 кг

- Сколько же пищи надо в день такому гиганту? - Решите для этого уравнение (Приложение, слайд 6).

- Чему равен у? (140)

140 кг = 1 ц 40 кг

8. Сравнение величин.

Запишите в столбик величины: 1 м 6 дм; 40 см; 1 м2; 2 года; 6 кг; 1 ц 135 кг; 4800 м.

Во второй столбик запишите именованные числа, которые услышите в тексте.

- Высота слона от 160 см до 4 метров. А уши у него такие огромные, что если бы можно ухо слона расстелить на земле, то оно заняло бы площадь 10000 см 2. Беременность длится 22 месяца. Вес детеныша при рождении от 60000 г до 135 кг. Слоны обожают воду, известны случаи, когда слон проплывал до 48 км.

Дети сравнивают величины левого и правого столбика.

Проверка (Приложение, слайд 7).

9. Работа с учебником.

- Какого крупного африканского травоядного животного вы знаете? (Бегемот)

Страница 59, № 25 в учебнике. Чтение, разбор и решение задачи (Приложение, слайд 8).

10. Итог урока, рефлексия.

Даётся характеристика работы класса, обозначаются еще раз экологические проблемы, затронутые на уроке и необходимость бережного отношения к природе. Детям предлагается закончить предложения. (Приложение, слайд 9).

Сегодня на уроке… - я хорошо работал.

- я бы мог работать лучше.

- мне было трудно.

Мне понравились задания….