Тема урока "Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока.

Образовательные:

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.

Развивающие:

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование:

таблицы, презентация к уроку, модель скелет человека, набор костей, результаты экспериментов по определению химического состава кости, два штатива, два кольца, листы бумаги А-4, интернет ресурсы.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний по теме.

4. Работа в группах:

4.1. Значение, состав и функции опорно-двигательной системы.

4.2. Типы костей

4.3. Строение кости. Внутреннее строение костей.

4.4. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

5. Закрепление и обобщение   пройденного материала.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя).

2. Проверка домашнего задания.

I.

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани

Б. Клетки-спутники

В. Клетки соединительной ткани

Г. Нейроны

Д. Дендриты

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани

Б. Клетки-спутники

В. Клетки соединительной ткани

Г. Нейроны

Д. Дендриты

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками

Б. Один аксон

В. Несколько дендритов

Г. Несколько аксонов

4. Какие отростки нейрона передают импульс от органов к телу нейрона

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками

Б. Один аксон

В. Несколько дендритов

Г. Несколько аксонов

5. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны

А. Проводят импульс от мозга к органам

Б. Передают импульс от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

6. Какую функцию выполняют двигательные нейроны

А. Проводят импульс от мозга к органам

Б. Передают импульс от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

А. Аксонами

Б. Нейронами

В. Дендритами

Г. Медиаторами

Ответы: 1-Б, Г; 2-Б; 3-А; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7-Б

II. Нарисовать рефлекторную дугу и отметить её составные части. Определение.

1. Актуализация знаний.

“Движение - это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.

Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208-210. Отчего же учёные до сих пор не могут определиться? Дело в том что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствие некоторых (чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.

2. Работа в группах

I группа

Задание: Познакомиться с текстом параграфа 10 с.46-47, дополнительным материалом. Ответьте на вопрос: “Что собой представляет система опоры и движения? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов? Каково её значение? Какие функции она выполняет?” Составьте информационные схемы:

II группа

Задание. Используя текст параграфа 10 с.48-49 “Типы костей”, таблицы скелет человека, ответьте на вопросы; “Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются? Какой имеют химический состав?” Подготовьте информационную таблицу

Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)

Трубчатые Губчатые Плоские (или широкие)
Длинные (плечевая, лучевая, локтевая и т.д.) Короткие (кости пясти, плюсны и фаланги пальцев) Длинные (рёбра, грудина) Короткие (позвонки, кости запястья и предплюсны) (лопатки, тазовые кости, кости свода черепа)
Находится в скелете конечностей Одновременно необходима большая подвижность и прочность Состоят из губчатого вещества, полости не имеют, снаружи -тонкий слой компактного вещества С одной стороны вогнуты, с другой – выпуклы, ширина и длина их значительно преобладает над толщиной

Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости.

  1. Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
  2. Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.

III группа

Задание. Используя текст параграфа 10, с.47-48, презентацию, рис. 18, с.46 и рис.19, с.49 рассмотрите макроскопическое строение кости конечности и поясните немой рисунок-схему “Строение длинной трубчатой кости”.

)

Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность? Проведите два испытания: на стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально, один лист бумаги сворачивается в полоску, другой – в трубку.

1 испытание: бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую нагружаем грузом до тех пор пока лист не согнётся.

2 испытание: между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Затем нагружаем до критической величины. Сравните полученные результаты, сделайте выводы.

Рассмотрите микроскопическое строение компактного вещества кости. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Что представляют собой пластинки губчатого вещества?

IV группа

Задание. Познакомьтесь с содержанием параграфа 11. Ответьте на вопросы в начале параграфа, используя модель “Скелет человека”. Из каких отделов состоит скелет человека? Найдите их на модели. Объясните роль каждого из них в организме человека. Объясните значение S – образного изгиба позвоночника человека.

III. Закрепление изученного материала.

- Что узнал нового и важного для себя?

- Чему научились?

- Какие выводы сделали?

IV. Домашнее задание: параграф 10, 11.