Внедрение новых информационных технологий на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Использование компьютерных технологий в обучении в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению английским языком.

Задачи учителя – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.

В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.

Ведущим компонентом содержания обучения английскому языку является обучение различным видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению.

С помощью компьютера можно решать основные лингводидактические задачи обучения аспектам языка, формировать  навыки и умения в различных видах речевой деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии ускоряют процесс обучения, способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формируют индивидуальные, творческие и познавательные способности.

Именно они способны сделать учебный процесс для ученика личностно значимым.

У каждого учителя свои методы обучения.

Государственный стандарт предполагает приоритет личностно-ориентированного подхода к проценту обучения, развития у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладения способами деятельности, формирующими познавательную, коммуникативную компетенцию.

Современные требования к средствам обучения и учебного оборудования по иностранному языку ориентировано не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований и уровню подготовки учеников.

При нынешнем уровне информатизации и компьютеризации общества каждому учителю предъявляются особые требования к методике преподавания.

Мультимедийные технологии играют в образовательном процессе не последнюю роль.

В своей работе стараемся использовать все многообразие технических средств обучения.

Ребята на уроках английского языка используют компьютеры, фото и видеокамеры, создают костюмы.

Представлен проведенный урок: “Театр и кино в нашей жизни”, где были подготовлены две презентации и поставлены цели:

учебная – активизация тематической лексики в устной речи учащихся в диалогической и монологической форме в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Научить учащихся слушать иностранный текст с пониманием. Использование интернета с учебной целью получения информации;

образовательная – расширение знаний учащихся о кино и театрах в России;

развивающая – развитие умений и навыков учащихся средствами изучаемого иностранного языка о кино и театрах;

воспитательная – воспитание культурного человека средствами театра и кино.

Основная цель данного урока – приобщение учащихся к культурной жизни средствами кино и театра.

Для этого силами учащихся был подготовлен проект в виде папки и в виде слайдов о театрах, кинорежиссерах. Учащиеся подготовили материал об истории театра, кино, об известных кинорежиссёрах и актёрах. Для подготовки выступления учащихся и владением лексического материала по теме была проведена фонетическая и лексическая зарядка, повторили сложные для учеников звуки, заданы вопросы.

Тренировали устную речь в виде монологов, диалогов и аудирования.

Использовалось на уроке мультимедийное оборудование, CD и аудиотехника, телевизор с DVD.

Постановленные цели были выполнены. Ребята активно работали, показали хорошие знания.

Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Урок по теме “Страны и континенты” проводился в рамках темы в 7 классе и относится к разделу “Мир вокруг нас”.

Цель урока: создать условия для развития коммуникативной и учебно-познавательной компетенции в условиях эффективной обучающей среды.

Аспекты урока:

Учебный:

1) Обобщить имеющиеся знания по теме.

Развивающий

1) Способность осуществлять репродуктивные речевые действия.

2) Способность осуществлять продуктивные речевые действия.

3) Развивать воображение.

4) Развивать самостоятельность, критичность, творческие способности, воображение.

Воспитательный

1) Воспитывать уважительное, толерантное отношение к другим странам.

2) Воспитывать потребность к творчеству.

Личностно-ориентированный

1) Развивать творческие навыки, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, создать условия для развития навыков общения.

Достижение поставленных целей можно достичь через реализацию следующих задач:

  • использовать информационные-коммуникационные технологии в учебном процессе;
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  • формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
  • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  • дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

Тип урока: урок комплексного обобщения и повторения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Данный урок проводился в 7 классе. В группе 14 человек.

Данная группа учащихся имеет высокую мотивацию изучения иностранного языка с хорошими речевыми и языковыми способностями.

Реализация принципов обучения: на уроке были реализованы следующие принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения.

Каждый вид наглядности использовался для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка монологического высказывания. Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.

В начале урока была проведена фонетическая отработка названий государств и их столиц, а последовавшая следом речевая разминка позволила расширить спектр работы.

Учащиеся называли страну, столицу, национальность и официальный (государственный) язык страны.

Свои ответы ученики сопровождали работой по карте мира и подготовленной презентацией.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществлялось в следующем режиме: учитель – ученик, ученик – ученик. Развитие способностей учащихся осуществлялось в полной мере, были задействованы все учащиеся.

Преобладающий характер познавательной деятельности: коммуникативный.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, т.к. основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения ранее изученного материала по теме. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальная, групповая и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, а также применение словесных визуальных и аудиальных методов, работа с учебником, компьютером, способствовали достижению образовательной цели урока, стимулировали познавательный интерес учащихся.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность.

Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер.

Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.

Следующий урок-инфо по теме “Путешествие”.

Главная задача урока – закрепление темы “Путешествие”; развитие и совершенствование монологической речи по теме.

Это урок обобщение в форме проектной деятельности с использованием ИКТ.

На уроке были использованы все виды деятельности. Прошла защита проектов групповых, индивидуальных и творческих работ.

Урок прошел успешно, задачи урока выполнены, учащиеся работали активно, показали интересные проекты, использовав разнообразный страноведческий материал.

Урок-экскурсия “Welcome to London” проводился в 6 классе. Урок обобщение и систематизация знаний.

Цель урока – развитие навыков устной речи.

Задачи урока.

Образовательная: обучение рецептивным видам речевой деятельности; формирование способности участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур; формирование и развитие коммуникативных умений учащихся на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков.

Развивающая: интеллектуальное развитие учащихся, формирование логического мышления.

Воспитательная: повышение интереса к изучению английского языка; формирование у учащихся уважения и интереса к стране изучаемого языка, ее культурных ценностей.

На уроке использовались все виды работы: фонетическая зарядка, речевая зарядка, лексическое и грамматическое тестирование, аудирование, чтение,все виды работы сопровождались, подготовленными учителем и учащимися, презентациями.

Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики.

При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого).

Урок в 3 классе по теме “Общие и специальные вопросы”

Цели занятия.

Образовательные: систематизация и закрепление знаний учащихся по теме "Общие и специальные вопросы"; изучение особенностей вопросительных предложений, продолжение формирования понятия вопросительного предложения с последующим использованием в речи; формирование навыков практического использования вопросительных предвовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска знаний, формирование навыков работы по обучающей программе.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету; формирование ответственного отношения к учёбе, стремления к более качественному овладению знаниями; формирование эмоционально-ценностного отношения к процессу изучения английского языка, потребности в творческой самореализации.

Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса, памяти;закрепление навыков самоконтроля, объективной самооценки, самостоятельной работы с учебной литературой, самостоятельных действий, суждений и выводов; развитие у учащихся навыков овладения терминами, знаниями и умениями с применением их в практической деятельности; развитие позитивных качеств личности.

На уроке происходит выработка навыков работы с компьютерным оборудованием, развитие самостоятельности, ответственности, закрепление и пополнение знаний, развитие памяти, увеличение словарного запаса. Формируется умение формулировать и четко выражать свои мысли. Развивается умение обобщать, выделять главное, делать выводы.

Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

При наличии в классе электронной доски можно вызывать к ней учащихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания.

При этом экономиться большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратиться на излишнее переписывание заданий. Использование информационных технологий позволяет:

• улучшить эффективность и качество образования,

• ориентироваться на современные цели обучения,

• повысить мотивацию учащихся к обучению,

• использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,

• учитывать страноведческий аспект,

• сделать занятия запоминающимися и эмоциональными,

• реализовать индивидуальный подход,

• усилить самостоятельность школьников,

• повысить качество наглядности,

• облегчить труд учителя.

Использование информационных технологий в педагогической деятельности дает возможность учителю:

• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,

• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса,

• экономить время для речевой практики,

• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,

• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.

Изучив состояние проблемы использования ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеем методикой работы с ними, от используемых им компьютерных обучаемых программ.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

Для эффективного использования ИКТ не требуется многолетней дополнительной подготовки. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.

Список литературы

1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностранные  языки в школе № 4, 2008, 36–40 с.

2. Кочергина И.Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных
технологий в обучении английскому языку. Иностранные  языки в школе № 3, 2009, 45–49 с.

3. Джураев Р.Х., Цой М.Н., Данияров Б.Х., Гайер Т.В. Интерактивный комплекс В образовательном процессе / Под ред Р.Х. Джураева. –Т.: Шар?, 2011. –268 с.

4. Цой М.Н., Джураев Р.Х. “Современные технологии совершенствования обучения: Учебно-методическое пособие для учителей”. – Ташкент: УзНИИПН, 2010. -180 с.

5. О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации “Об образовании”

6. Концепция модернизации Российского Образования на период до 2010 года Приложение к Приказу Минобразования РФ от 11.02.2002, № 393

7. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"04 февраля 2010 г. Пр-271.

8. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности  при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4, 2008 с.36

9. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10.

10. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3, 2008 с. 20 .

11. Ефременко В.А. Применение информационных технологий  на уроках иностранного языка, ИЯШ №8, 2007 с.18.

12. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2009.

13. Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009.

14. Авторы: Недоспасова Н.В., Коштурская Е.И., Ряшенцева В.А., Пушкарева И.С., Поживилко О.Г.