Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Одаренные дети, как хрупкие цветы,
требуют бережного отношения к себе,
понимания и свободы творчества.
Г.Я. Кудрина

Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной. Одаренные дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, творчески подходят к любому делу.

Исходя из реальности сегодняшнего дня актуальность создания программы “Одаренные дети” обуславливаются следующими противоречиями:

  • стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно-образовательной системы традиционной школы, в которой слабо реализуется личностно-ориентированный подход к каждому ученику, теряя возможность работать с одаренными детьми;
  • несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, позволяющих работать со всеми детьми одинаково и стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. Для решения этих противоречий создана программа работы с одаренными детьми.

Цели программы:

  • Систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей;
  • Разработка педагогических технологий работы с ними в условиях профессиональности в школе.

Педагогические задачи:

  • выявление учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность;
  • изучение направленности способностей учащихся и уровня их развития;
  • дифференциация учащихся по темпам усвоения материалов;
  • составление разнообразных минипрограмм для обучения, воспитания и развития учащихся школы.

Цель работы c одаренными детьми:

  • выявление доминирующих способностей у детей,
  • оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации.

Формы работы с одаренными детьми:

  • расширение знаний по отдельным предметам;
  • разноуровневый подход в обучении;
  • профильные классы;
  • курсы по выбору и элективные курсы;
  • отслеживание результатов.

Важным условием в процессе развития творческого мышления и формирования способности к самовыражению выступает качество и количество заданий творческого характера. При конструировании таких заданий следует помнить, что эффективность обучения обеспечивается:

  • широким использованием коллективных форм познавательной деятельности (создание групп по интересам)
  • различными видами проблемного обучения (исследовательские, поисковые, метод проектов)
  • реализацией индивидуального обучения.

Сам принцип индивидуализации не нов. Еще Песталоцци предостерегал педагогов от попытки “стричь всех под одну гребенку”, и педагогика всегда декларировала необходимость индивидуального подхода к детям, учета индивидуальных особенностей развития, склонностей и т.п. в 1937 году с выходом работы “Об извращениях в педологии” на работе с одаренными детьми был поставлен крест. Концепция творческой одаренности детей была разработана А.М. Матюшкиным в 70-х гг. в наше время психолог Е.Л. Мельникова разработала курс “Психологические основы работы с одаренными детьми”.

Классическая и современная педагогика предполагают два крайних варианта: первый: каждый ребенок индивидуален и уникален, а значит, процесс его обучения уникален и неповторим, как и он сам; один учитель должен обучать одного ученика. Реализовать этот принцип на практике в условиях школы невозможно, а значит, остается доступным второй вариант – всеобщего равенства, единообразия в подходе к разным детям и индивидуализации (а точнее – дифференциации) только для отдельных групп детей, имеющих выраженные особенности развития (нарушения, временные задержки, одаренность). Отсутствие возможности индивидуальной работы заставляет школу отбирать детей при приеме в школу (не принимаются с выраженными отклонениями в развитии) и в процессе обучения (формирование классов выравнивания, коррекции, здоровья, гимназических классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). Критерием отсева служит качество усвоения программы, именно она диктует чему, как и зачем учить.

Чему учить? Тем знаниям, которые в результате скачка информационных технологий через пять лет будут устаревшими? Нет – учить новым видам деятельности, умению работать с информационными потоками; перерабатывать, отсеивать и использовать информацию.

Как учить? Традиционными методами передачи знаний по принципу “делай как я”? нет – использовать принципы “давай сделаем вместе, в сотрудничестве”, “делай сам, я помогу”, “так делало все человечество, подумай, как это сделаешь ты”.

Зачем учить? Чтобы вырастить специалиста широчайшего профиля, который оказывается дилетантом в любой области; узкого специалиста высокого класса, не способного перестроить свою деятельность при изменении каких-либо условий? Нет – личность с общечеловеческими жизненными ценностями, не ограниченную профессиональными узкими рамками.

Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников. Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей наряду с усвоением знаний во всех предметных областях является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Задача учителя состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных учащихся.

Список литературы.

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
  2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.