Коррекционное занятие по русскому языку "Простые и сложные предложения. Животные леса"

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Основной принцип организации образовательного процесса с детьми коррекционной группы – это принцип коррекционной направленности, который предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Исходным принципом для занятий с детьми коррекционной группы является принцип диагностики и коррекции развития. Работа с такими детьми только тогда даёт положительные результаты, когда грамотно проведена комплексная диагностика и оценка резервов возможностей ребёнка. Выбор оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия также строится на основе глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования. Учитель и ученик должны быть друзьями-союзниками. И только тогда их отношения, построенные на взаимопонимании и доверчивости, дадут прекрасные положительные результаты.

При построении данного занятия учитывались индивидуальные особенности ребят. У каждого из них свои проблемы и своё развитие, как умственное, так и физическое. Однако общее у них одно - они дольше и труднее усваивают базовые умения и навыки. Поэтому на коррекционных занятиях необходимо отрабатывать, в основном, навыки русского языка и математики. Быстрая утомляемость, рассеянное внимание и плохая память - всё это присуще каждому из этих детей. Очень важно строить занятие так, чтобы ребёнок мог справиться с заданием и поверить в свои силы. Поэтому на таких занятиях необходимо создавать ситуации успеха, которые помогут ребёнку лучше адаптироваться, стать увереннее, освободиться от страха, пойти на контакт, как с педагогом, так и со сверстниками. А главное, ребёнок на корректирующих занятиях усваивает необходимый учебный материал, что помогает ему чувствовать себя свободно на основных уроках с детьми всего класса, способствует включению этих детей в работу на уроке. На предлагаемом занятии особое внимание будет уделено отличительным свойствам простых и сложных предложений, так как эти дети с трудом видят разницу между простыми и сложными предложениями, часто путают их, не умеют определять главные и зависимые слова. Также на этом занятии предлагается детям составить простые и сложные предложения, вначале под руководством учителя, а затем самостоятельно. А это, в свою очередь, помогает детям развивать образное мышление, речь; способствует совершенствованию навыков грамотного письма.

Цель: Отрабатывать умения распознавать простые и сложные предложения, опираясь на индивидуальные особенности детей (зрительное внимание, память, сенсорное восприятие),научить составлять простые и сложные предложения.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить различать простые и сложные предложения.
  • Формировать умения конструировать простые и сложные предложения.

Развивающие:

  • Развивать образное мышление, речь.
  • Совершенствовать навыки грамотного письма.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, животным, родному краю.
  • Развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе).

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Сегодня мы с вами вспомним, какие предложения называются простыми, а какие - сложными. Также поговорим о животных леса.

II. Словарная работа:

а) Отгадывание загадок о животных леса:

По мере отгадывания загадок, на доске появляются фотографии животных и птиц:

Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу (медведь)
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк)
Какой зверь опасный
В шубе прекрасной
На двор проникает
Кур там хватает? (лиса)
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач (белка)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы (заяц)
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа -
Целый день долбить стволы (дятел)
Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
А послушать - просто врушка
Эта пёстрая .... (кукушка)
Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка
И на завтрак, и в обед (сорока)

б) Индивидуальная работа по карточкам:

– Ребята, а какие слова лишние? Не забывайте, что мы на уроке русского языка. (Дятел, кукушка, сорока - лишние слова, потому что это не животные, а птицы).

– Сейчас мы с вами поговорили о животных и птицах леса. А теперь давайте вспомним, как пишутся эти слова. ( Раздаются карточки с названием животных и птиц - словарными словами)

за...ц

в...рона

м...дведь...

л...сица

в...робей

с...рока

Задание: Вставить нужную букву, поставить ударение, подчеркнуть опасные места.

Ребята, поменяйтесь карточками и проверьте работу друг - друга.

(На доску прикрепляются карточки со словарными словами).

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и сверьте свою работу с правильным вариантом ответа.

заяц медведь лисица
воробей ворона сорока

III. Физминутка:

Игра “ Летает - не летает”. (Учитель называет лесных обитателей – птиц и животных, если произносится название птиц – дети руки поднимают вверх, если названия животных - стоят неподвижно).

IV. Изучение нового материала:

а) – Ребята, давайте вспомним, что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу. Предложение имеет законченную мысль).

(На доске карточки со словарными словами — заяц, сорока).

Давайте составим простые предложения, состоящие только из главных членов.

– Заяц (что делает?) -- прыгает.

– О ком говорится в предложении? (О зайце). А что о нём говорится? (Что он прыгает).

Запись предложения на доке.

– Ребята, в этом предложении одна мысль и одна грамматическая основа. Это простое предложение.

– Давайте придумаем простое предложение о сороке. О ком говорится в предложении? (О сороке). А что о ней говорится? ( Что она летает). Давайте запишем это предложение. На доске запись:

Заяц прыгает. Сорока летает.

б) Постановка проблемы:

– Давайте с вами попробуем объединить наши придуманные предложения в одно целое предложение, в котором будет две мысли и посмотрим, что получится.

На доске запись:

Заяц прыгает, а сорока летает.

– Ребята, такие предложения, где есть две законченные мысли (два предмета и их действия) называются сложными и между ними ставится запятая.

V. Закрепление изученного материала:

Зрительный диктант:

Лес зимой

Наступила зима. Звери спрятались в своих норах. Медведь спит в берлоге, а под сосной сидит заяц-беляк. Он спрятался от хитрой лисы.

– Прочитайте предложения. Как определить, простое это предложение, или сложное? (Выделяем грамматическую основу, если одна грамматическая основа, то предложение простое, если две - сложное)

VI. Игра “Продолжи пословицу”

(На доске прикреплены карточки со словами из пословиц. Необходимо из предложенных карточек найти продолжение и соединить стрелочками). Волков бояться ноги кормят

VII. Итог занятия:

– Чем отличается простое предложение от сложного? (В простом предложении одна законченная мысль, одна грамматическая основа, а в сложном – две).

– Как нужно действовать, чтобы отличить простое и сложное предложение друг от друга? (Нужно задать вопросы и выделить главные члены предложения).

VIII. Рефлексия:

– Ребята, перед вами лежат квадраты разного цвета.

  • Красный квадрат обозначает: “Я поработал очень хорошо”.
  • Синий - “Я поработал хорошо, но были трудности”.
  • Зелёный - “ Мне было трудно”.

– Оцените, пожалуйста, свою работу и поднимите тот квадрат, который лучше всего подходит для вашей сегодняшней работы.

IX. Домашнее задание:

– Придумать одно простое и одно сложное предложение со словами:

  • 1 вариант - медведь, ворона
  • 2 вариант - лисица, воробей