Классный час "Мы, ты, я – вместе дружная семья"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель классного часа: коррекция эмоционально –волевой сферы, сплочение детского коллектива.

Задачи:

  • Раскрыть понятие единения, донести преимущества объединения личных усилий для достижения общей цели, определить какими качествами должен обладать настоящий друг.
  • Проведение игрового занятия по развитию взаимовыручки с последующим упражнением для релаксации.
  • Закрепление с детьми выводов урока.

Форма работы: диалог-рассуждение, игровое занятие, тренинг для релаксации.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Слово педагога

Ребята, тема нашего классного часа “Мы, ты, я – вместе дружная семья”

Как вы думаете: “Почему я сказала “нашего”? А потому, что нас смотрите сколько много и все мы разные (и послушные и не очень, и умницы и красивые и сильные и упрямые (показывает на детей в зависимости от их качеств) и, поэтому, чтобы каждого послушать, прежде всего, мы установим список правил для нашего классного часа, (пишет на доске):

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Активность

5. Правило “стоп”

Согласны? Поднимите руки (дети поднимают руки), хорошо, помните- вы сами выбрали эти правила.

2. Диалог-рассуждение

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадку: У пяти братьев одна работа (воспитатель незаметно показывает пальцы). (ребята отвечают) Правильно, это пальцы. Смотрите они все разные, как мы, а делают-то они одну работу, да как дружно, правда? невозможно же представить, что кушаешь ложкой, а большой палец отлучился помыться. Поэтому чтобы все дела у нас получались, надо любую общую работу делать вместе слажено, как пальцы на руке.  Пятерка братьев неразлучна ( показывает открытую ладонь), им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой и расческой.

А теперь расскажу–ка я вам сказку: было у отца 3 сына. Отец говорил сыновьям, чтобы жили в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “Сломайте” Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Легко сломались прутики. Отец и говорит: “Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если все дела у вас врозь - вас всякий легко погубит”.

А теперь ответьте почему нам надо быть дружными? (дети отвечают)

Молодцы, ребята. А иногда бывает ведь и по-другому, сейчас я прочитаю вам басню Ивана Андреевича Крылова “Лебедь, щука и рак”:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Ребята, как вы думаете, почему? Может потому что они не были дружны? (дети отвечают) Молодцы, ребята.

Значит, мы с вами поняли, что во всех делах должно быть согласие и у только по-настоящему дружных всё всегда получится и их ничто не может сломать как прутик.

Ребята, а должны ли друзья помогать друг другу?(дети отвечают)

Я прочитаю вам притчу о том надо ли помогать друг другу, и что получается, когда не хочешь помочь:

Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что на осле было много груза и ему было тяжело, а лошадь бежала без груза. Шли они, шли, осёл устал, кряхтит, еле дышит.

- Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне! Возьми часть груза!

Но лошадь и ухом не повела. Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и снова просит лошадь: - Помоги!

- Ладно, — согласилась лошадь, - я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.

Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал.

- Вставай, вставай милый! -  умолял хозяин, но осёл не мог подняться.

Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и весь взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал без груза, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих.

Как вы думаете, не нужно ли было в самом начале пути разделить груз поровну? Как друзья должны действовать вместе? Любое дело нужно делать сообща, помогая друг другу и в согласии. А как ещё должны вести себя друзья? (дети отвечают)

Сейчас я прочитаю вам интересное стихотворение:

Играть с котёнком не любили. 
Не раз котёнку говорили, 
Что в споре кулаки мешают: 
Они проблемы не решают! 
А кот понять и не пытался. 
Чуть что - он сразу с кем-то дрался. 
И вот теперь один сидит, 
Вздыхает тяжко и грустит. 
Никто с ним больше не играет, 
К себе его не приглашает. 
Все просто, если разобраться: 
Не надо вам с друзьями драться!

- Скажите, а бывают ли подобные ситуации у нас ? (дети отвечают)

- А почему возникают такие ситуации?

- Можно ли таких ребят назвать хорошими друзьями? (дети отвечают).

Значит мы выяснили - друзья никогда не дерутся, а уступают друг другу в споре.

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне,
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

- Поднимите руки у кого есть друзья? (дети отвечают)

Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.

- Скажите, кто же такой настоящий друг? Так каким же качествами должен  он обладать? Давайте попробуем выяснить. Мы уже узнали, что друг - это тот, кто не бросит тебя в беде, выручит в трудный час, друзья никогда не дерутся, а уступают друг другу в споре, друзья делают общее дело вместе в согласии.

Сейчас на доске я буду писать качества человека, а вы выберите те качества, которыми должен обладать, по вашему мнению, настоящий друг (пишет на доске в 2 столбика по начальным буквам):

- Доброта, драчливость, радушие, раздражительность, уступчивость, упрямство, жадность, предательство, жизнерадостность, бессовестность, бескорыстность, враньё, агрессивность, аккуратность, грубость.

Дети выбирают, воспитатель обводит мелом.

- А какие качества мы с вами не взяли? (дети читают с доски). Почему? (дети отвечают)

- Поднимите руки, те кто себя считает другом...

- Давайте посмотрим если данные качества у вас? Приятно ли с вами дружить?

Я вам предлагаю взять ручки, сейчас я буду называть качества настоящего друга, которые мы выбрали и обвели мелом, а вы записываете только первую букву этого слова, если это качество у вас есть. (у детей должно получиться слово дружба, но не у каждого). Прочитайте, что у вас получилось. У кого из вас какого качества не хватает? Подумайте, но сейчас говорить не нужно, мы можем после урока поговорить об этом наедине.

3. Игровое занятие.

А теперь мы сыграем в игру и выясним, можем ли мы помогать друг другу.

Упражнение “Катание на гусенице”

Делаем “гусеницу” (дети усаживаются на корточки или коленки, поставив перед собой свой стул, нагибают голову (обувь у всех предварительно снимаем)) - получается ряд из стульев и спин детей.

“Гусеница” начинает движение- последний в ряду быстро становится на свой стул и двигается к началу ряда (голове гусеницы), наступая на стулья и спины товарищей, которые помогают ему двигаться. Воспитатель в это время переносит его стул в начало ряда и к моменту, когда ребёнок достигнет его и присядет- ставит перед ним стул. Затем следующий ребёнок повторяет путь предыдущего, пока не пройдут все дети. В ходе упражнения дети помогают друг другу, мальчики стараются не наступать на спины девочек, зная, что они слабее.

Таким образом “гусеница” движется и каждый из детей может на ней прокатиться.

Воспитатель: видите ребята как мы помогали друг другу, значит мы друзья. Нам и дальше нужно также поддерживать друг друга.

Упражнение “Друзьям буря не страшна”

Оборудование: любая обозначенная площадка будет кораблём (классные парты со стульями). Задача участников: уместиться всем классом на нескольких партах со стульями как на корабле. Затем воспитатель говорит, что начинается буря и корабль т тонет (воспитатель убирает поочерёдно стулья, парты. Дети перебираются на оставшиеся, товарищи им помогают). В ходе упражнения дети помогают друг другу не упасть, тем самым стираются пространственные барьеры, формируется потребность помочь товарищу.

Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо помогали друг другу, вы и правда настоящие друзья.

А теперь, раз мы прошли это испытание, оставим в памяти это событие - сделаем классную фотографию. (дети встают, воспитатель их фотографирует). Эта фотография будет напоминать нам какие мы дружные, хорошо?

Упражнение на релаксацию:

Воспитатель:

После испытания мы устали и нужно пополнить силы.

Потрите ладони друг о друга, пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее “умойтесь” ладонями. Видите сколько силы у вас прибавилось, но нужно этой силой поделиться с друзьями. Для этого снова потрите ладошки, возьмите ладошки товарища в свои и передайте ему ваше тепло.

4. Подведение итогов:

Вот мы и отдохнули, набрались сил, а теперь подведём итоги нашего классного часа. Я буду говорить, а вы мне отвечайте “да” или “нет”.

Воспитатель задаёт вопросы: (дети отвечают хором)

  • Друг бросит тебя в беде?
  • Друг выручит тебя в трудный час?
  • Друзья дерутся?
  • Друзья уступают друг другу в споре?
  • Друзья делают общее дело вместе в согласии?
  • Мы все друзья?
  • Мы будем помогать друг другу, потому что мы друзья?

Вот мы с вами и поняли, что должны быть дружными во всех делах, помогать и уступать друг другу, потому что МЫ, ТЫ, Я – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом наша дружба!